Одним из звеньев косметологии является эстетическая (декоративная) косметика, основанная на знании законов коррекции дефектов лица, гармонии цветов, типов женских образов. Гармоническое косметическое убранство лица—макияж — во многом определяет внешний облик современной женщины и требует немалого художественного вкуса.
Декоративная косметика — самый древний и вечно молодой вид косметики, претерпевший многочисленные изменения соответственно взглядам на красоту в различные эпохи и даже годы.
Понятия о красоте, целесообразные изменения во вкусах в разные времена выливаются в различные формы — моды. «Мода, — пишет А. Левашова, — это самый властный вид искусства, искусства, где художник и общественность бывают соавторами, где формируются наши представления о красоте» («Неделя», 1970, № 45). Мода изменчива, непостоянна, подвижна[I]. Да и человек тоже меняется: меняется возраст, характер, походка, состояние кожи, цвет волос и т. д.
Мода проникает даже в такие области жизни, как физиология и биология. Например, в погоне за «сорокасантиметровой талией», «изящной фигурой» многие женщины подвергают себя голоданию по своему усмотрению, без контроля со стороны врача и большей частью безосновательно. Нередко они доводят себя до того, что их тело теряет пластичность — один из главных элементов женской красоты. Вследствие значительного уменьшения объема тела кожа покрывается складками-морщинами, особенно заметными на лице и шее. А главное такие «модницы» наносят огромный вред своему здоровью.
В изменениях во вкусах, что проявляется в модах, нет ничего предосудительного — наоборот, они оживляют наш быт, они исторически и эстетически оправданы. Вполне закономерно, что моды наших потомков будут отличаться от современной и особенно от моды наших предков. Эти отличия — результат технического и культурного прогресса, развития наших вкусов.
«Красота каждого поколения существует и должна существовать для этого поколения, — писал Н. Г. Чернышевский,— и не нарушает гармонии, нисколько не противна эстетическим потребностям этого поколения, если красота его увядает вместе с ним, — у последующих будет своя, новая красота, а жаловаться тут некому и не на что».
У каждой эпохи есть свой кодекс условностей, который надо соблюдать, чтобы быть понятым, но не следует забывать, что условности меняются. Мода — извечная потребность человека в обновлении, новизне, но «ничто не проходит так быстро, как новизна» (Поль Валери). Особенно в наше время моды часто повторяются, новые стили уживаются со стилями бабушек и прабабушек.
Моду нельзя считать всеобъемлющей, пригодной для всех и всегда. Особенно надо быть внимательным и осторожным в следовании моде в области декоративной косметики. Здесь необходим индивидуальный подход к выбору средств, нужен вкус и опыт.
Образ человека создают главным образом не недостатки, а достоинства. Поэтому оттенить, подчеркнуть то положительное, что есть в нем, а где нужно, — смягчить недостатки безусловно целесообразно и уместно. Однако «исправлять» природу нужно умело и осторожно, не нарушая ее естественной гармонии. Заметим, что в применении декоративной косметики нуждаются даже самые красивые лица: подчеркивая одни элементы внешности, затушевывая другие, можно усилить эмоциональную выразительность лица.
В наш век уход за внешностью с помощью декоративных косметических средств играет огромную роль, как часть общей культуры человека, и не нужно уверять себя и других, что это очень затруднительно.
Совершенно неверно утверждение, что употребление декоративной косметики должно быть незаметным. Незаметное так и остается незамеченным. А ведь женщины украшают свою внешность не только для себя, но учитывают и впечатление окружающих. Смело и умело наложенные мазки непременно обращают на себя внимание. Но важно при этом не впадать в вульгарность, вычурность, излишества.
Индивидуальный подбор декоративной косметики без опыта — дело далеко не легкое, так как количество и интенсивность цветов, тонов и их сочетаний очень велико, и некоторая помощь в этом может оказать добрую услугу.
Для составления схемы, пригодной для практического использования, необходимо было найти исходную, отправную точку для подбора «макияжа». Такой отправной точкой послужил цвет волос, который в подавляющем большинстве случаев сопровождают и соответствующие цвета кожи и глаз. Это в целом определяет естественный «макияж». В качестве объективного метода при составлении схемы был использован в основном математический принцип функциональной зависимости — математического соотношения длин световых волн.
Применение декоративной косметики, служащей для украшения лица, волос, ногтей и маскировки их недостатков, требует хорошего вкуса, так как основной характерной особенностью ее является окраска, цвет. Какими бы достоинствами ни обладало декоративно-косметическое средство — мягкостью, нежностью, хорошим запахом, длительным сохранением на коже, приятным ощущением и т. д. — если цвет его неудовлетворителен, оно не имеет никакой ценности и для употребления непригодно.
Искусство украшения лица основано на применении контрастирующих, но гармонических цветов. Не меньшее значение имеет соотношение цветов (закон гармонии): цвет поверхности меняется от перемены соседнего (смежного) цвета.
Результат от применения декоративной косметики зависит не только от качества самого продукта, но и, в неменьшей степени, от вкуса и умения подобрать ее элементы. Как цвет и покрой одежды, так и пудра, краска для волос, губная помада, тушь для ресниц, карандаш для бровей, румяна должны соответствовать внешности и возрасту человека. Следует также учитывать и характер освещения, сильно изменяющий цвет и оттенки в косметике и одежде.
Неудачным подбором или неправильным применением декоративной косметики можно исказить естественную, живую красоту лица. Основным правилом здесь должно быть чувство меры: ничего лишнего. При нарушении этого правила применение любого препарата, даже самого высокого качества, может создать впечатление пестроты и вычурности, «клоунской намалеванности».
Первым долгом каждая женщина должна найти свой тип женского образа, свой «тип ’женщины» (субретка, европейский облик, тургеневская девушка, цыганский тип, царственно-величественный тип и т. д.) и в соответствии с этим применять средства декоративной косметики.
Важно учитывать положительные стороны лица — чтобы их подчеркнуть и оттенить, дефекты в пропорциях лица (длина носа, высота лба, контуры губ, овал лица) — чтобы их по возможности затушевать, а также морщины, складки— чтобы их смягчить частичной маскировкой. При этом нужно принимать во внимание естественный цвет кожи, глаз, волос и, конечно, возраст.
Гармоническое сочетание элементов колорита не всегда доступно без соответствующей подготовки, поэтому далее мы приводим некоторые сведения и составленные нами таблицы, которые помогут ориентироваться в этом вопросе. Все рекомендации, которые мы даем в этой главе, являются лишь канвой, допускающей вариации, соответствующие каждому отдельному случаю, в зависимости не только от внешних данных человека, но и от свойств его характера, моды и даже манеры поведения,
С первого взгляда нанесение грима может показаться очень сложным и даже недоступным’. Захотите и, если хватит терпения, научитесь! Сядьте перед зеркалом и пробуйте, пробуйте — и удача придет. Даже если вы никогда не гримировались, попробуйте — вначале это покажется вам забавным. А с опытом вы достигнете легкости руки, и ваш грим несомненно будет удачным.
Внимательно посмотрите на свое лицо. Обратите внимание на подбородок — от него строятся пропорции остальных частей лица; равновесие устанавливается подчеркиванием верхней части лица, в особенности глаз.
Начинать гримироваться нужно с наложения крема, который создает основу для грима. Легкими мазками наложите розоватый тон и равномерно размажьте его по лицу. Если тон сухой, матовый, без блеска, вы можете не пудриться, а можете положить слой пудры, который придаст вашему лицу еще большую прозрачность. Если тон блестящий, тогда при полном гриме к лицу плотно прикладывают почти сухую губку, что снимает неприятный блеск и придает тонам естественность.
Затем начинайте накладывать тени: посередине лба — чтобы придать ширину вискам и тем самым уменьшить подбородок. на конце носа — чтобы осветить лицо и уменьшить нос, вокруг подбородка — чтобы подчеркнуть его и в самом центре — чтобы сделать ямочку.
Затем возьмите пудру темных тонов и удлините щеки, накладывая ее от углов рта к вискам, точно но окружности! скул. Если у вас квадратная челюсть, наложите тени для ее округления.
Если ваши подбородок и челюсть сильные и широкие и это вас огорчает, вы должны сделать рельефы там, где это выгодно. В лице можно «удлинить» или «округлить» все. Даже нос.
Девушки теперь уделяют особое внимание щекам и с помощью жидких или густых румян добиваются появления «румянца». Не забудьте, что от этого может меняться форма лица. Для круглого лица нужно, например, нанести небольшое количество румян вокруг скулы, от уровня верхней части уха почти до основания носа.
Когда операция с тенями закончена, наложите на скулы и на кончик подбородка (вокруг теней) светлый блестящий (перламутровый, коралловый) крем. Этот прием придает лицу законченность.
Одно время очень ярко красили губы, потом постепенно начали уделять все больше внимания глазам.
Ваши глаза должны быть выразительными, но не грубы ми. Вам помогут это сделать ресницы и тени на веках. Начните с обрисовки линии верхнего века. Линия эта должна быть очень тонкой и проходить по корням ресниц. Лучше ис пользовать коричневую или серую краски, которые смягчают взгляд, тогда как черный цвет придает взгляду жесткость. Удлините слегка эту линию и приподнимите ее вверх во внешнем углу глаза, чтобы увеличить его.
Покрасьте ресницы тушью коричневого цвета и наложите на верхние веки до сгиба серо-голубую или зеленую тень, вытянув ее немного к вискам (хороший эффект часто дает блестящий розовый). Часть век, от складки до бровей, закройте светлой тенью. Тщательно расчешите брови по направлению к вискам.
Если у вас тонкие губы, можно увеличить рот красной губной помадой, проводя черту не точно по линии внешнего края губ, а шире, выходя за пределы контуров их. Затем всю поверхность губ заполните губной помадой. Избыток помады можно снять, промакнув губы сложенной вдвое бумажкой.
Недавнее новшество касается способов нанесения косметики. Теперь для этого все больше используются кисточки — их прикосновение к лицу более нежно, чем прикосновение пальцев, и, крася ресницы, подводя глаза, пудрясь, румянясь или крася губы, можно добиться более ровного и гладкого распределения краски.
Губы красят крошечной кисточкой по заранее обведенному контуру. Чтобы замаскировать слишком тонкую верхнюю губу, обведите ее светло-розовой или коралловой помадой, слегка выходя за линию губы. Затем закрасьте ее более темным цветом, чем нижнюю.
И во всем — непременно чувство меры! Всегда помните: гримироваться надо так, чтобы грим почти не бросался в глаза. В этом вам поможет лишь ваш опыт.
Правила подбора декоративной косметики согласуются е законами гармонии. Весь макияж состоит из оформления головы, глаз, лица, губ и рук.
Мода проникает даже в такие области жизни, как физиология и биология. Например, в погоне за «сорокасантиметровой талией», «изящной фигурой» многие женщины подвергают себя голоданию по своему усмотрению, без контроля со стороны врача и большей частью безосновательно. Нередко они доводят себя до того, что их тело теряет пластичность — один из главных элементов женской красоты. Вследствие значительного уменьшения объема тела кожа покрывается складками-морщинами, особенно заметными на лице и шее. А главное такие «модницы» наносят огромный вред своему здоровью.