Человек с давних пор занимается коллекционированием, причем самых разнообразных предметов, включая необычные образцы. Есть наиболее распространенные виды такого увлечения, находящиеся «на слуху». Это сбор марок, оружия, наград, антиквариата, монет, произведений искусства.
Конечно, для того чтобы иметь коллекцию антикварных вещей и постоянно ее пополнять, нужны приличные средства. А вот сбор марок, крышек, этикеток доступен широким слоям населения. В том числе и филумения. Что такое филумения, и что скрывается под таким красивым интригующим названием?
Значение термина
Данным термином принято называть процесс сбора и хранения всего, что связано со спичками, а людей, занятых собирательством, — филуменистами. Как и все увлеченные личности, они могут иметь значительное количество предметов, связанных с розжигом. Что коллекционируют филуменисты?
Кроме самих коробков с содержимым и без, в коллекцию могут входить этикетки с буклетами, журнальные вырезки и прочее. Энтузиасты собираются в сообщества, заводят тематические сайты и блоги для обмена информацией и образцами.
Своим происхождением термин обязан Марджори Эвансу, впервые предложившему именно так именовать сей процесс. А красотой произношения – двум прекрасным древним языкам, греческому и латинскому. Слово состоит из двух частей, где первая, в переводе с греческого означает любовь, а вторая, в переводе с латыни – огонь.
Итак, можно предположить, что коллекционированием занимаются люди, которые любят огонь и все, что с ним связано.
Исторические сведения
Когда человек начал увлекаться сбором спичек? Да сразу после их появления. Ведь не стоит забывать, что в те времена это было инновационное новшество, которое не могло не привлечь к себе внимание общественности.
Как только были построены первые спичечные фабрики, сразу появились филуменисты, благодаря которым, некоторые современные представители данного направления могут похвастаться наличием в своих коллекциях первых вышедших в свет химических экземпляров, родом из двадцатых годов девятнадцатого столетия.
Затем, когда Пол Уолкер изобрел серные спички, началось повальное увлечение их сбором, а в связи с массовым производством предмета коллекционирования, появились первые сообщества. Вторая мировая война на время остановила действие сообществ, и большая часть из них прекратила существование.
Возрождение началось после ее окончания, благодаря массовому выпуску тематической литературы. В наше время некоторые из организаций филуменистов имеют статус международных. Самая известная и многонациональная The British Matchbox Label & Booklet Society.
Отечественная история явления
Начало коллекционирования спичечной продукции в России не связано с ее выпуском в стране. Изначально она завозилась из зарубежья, часто в виде сувениров, как сегодня магнитики на холодильник. Но для некоторой части населения страны это уже было началом хобби, поэтому любой привезенный из другой страны коробок ценился, дополняя коллекцию, которая в отдельных случаях могла на то время достигать тысячи экземпляров.
Понятно, что сбором спичек занимались достаточно обеспеченные слои населения. Революционные события под лозунгом «грабь награбленное» сделали свое дело, уничтожив большую часть коллекционного материала. А сразу после них, считалось постыдным заниматься «буржуазными» развлечениями.
О филумении вспомнили в тридцатых годах, но сбор экспонатов был затруднителен в связи с политикой государства и ограничениями на ввоз, малыми возможностями филуменистов и отношением общества к явлению.
Официально разрешение коллекционировать спичечные коробки, было дано в шестидесятом году прошлого столетия, наряду с почтовыми марками, открытками, книжными знаками, монетами и бонами ‒ древними векселями и прочими денежными документами, но никак не облегчало жизнь коллекционерам, поскольку они продолжали испытывать трудности с ввозом зарубежных образцов.
Такая ситуация была характерна для всех годов существования СССР. Сейчас интерес к филумении прогрессирует, появляются все новые сообщества, печатается периодическая специальная литература, проводятся встречи филуменистов.
История изображений на этикетках
Что обычно можно увидеть на упаковке спичек, и чем обусловлен выбор изображения? При всем разнообразии, можно выделить закономерность – каждый народ стремиться отобразить в рисунках то, чем может гордиться — свои достижения. Поэтому, вне зависимости от того, американские это спички или советские, на их упаковку будут нанесены предметы, события или явления, актуальные и важные для страны.
Эта тенденция роднит абсолютно все экспонаты. В Советском Союзе изначально филумения имела налет пропаганды, с постоянным контролем смыслового содержания этикеток. Например, рекламные изображения увеселительных заведений на спичках США осуждались, получая клеймо аморальных. Со временем ситуация менялась. На место лозунгов пришли социальная реклама, изложение правил дорожного движения и прочее. Начался тематический выпуск продукции, например:
- достижения космонавтики СССР;
- народности и республики;
- юбилейные даты;
- олимпийское движение;
- новая продукция.
Реклама – вот что сегодня, в основном, нанесено на спичечные коробки. И это наводит на подозрения о риске исчезновения данного вида коллекционирования. Хотя рекламисты и дизайнеры вряд ли упустят возможность создать красочные упаковки, интересные широким массам и коллекционерам, как те, которые находятся в частных собраниях и относятся к периоду СССР: реклама кукурузы, страхования жизни, сберкасс или зоопарка Москвы.
Определение ценности и тонкости хранения
Строгие критерии ценности не определены, но существует сопоставимость по цене с монетами и купюрами времени производства коробка. Раритетными могут считаться те, на этикетках которых отображены малоизвестные исторические события. Редкость и уникальность такого образца оценивается в несколько десятков тысяч рублей.
Однако стоит заметить, что предложения во много раз превышают спрос. Быть филуменистом сложно, так как материал экспонатов хрупок и недолговечен – бумага и типографская краска, как и у филателистов. Собрания хранят в альбомах или ящиках, когда ценность образца состоит не в этикетке, а в форме упаковки и способе открытия, необычности содержимого.
Спички остаются нужными, несмотря на технические новинки двадцать первого века. Их коллекционирование не менее увлекательно, чем прочие хобби, ведь встречаются поистине уникальные и очень интересные спичечные коробки и этикетки.