Говорить открыто со своими знакомыми поляками на эту тему мне пока не приходилось, но она регулярно поднимается в интернете — на сайтах, даже не связанных с ней: например, в блогах о рукоделии, которые я читаю.
Мнения делятся между теми, кто считает, что аборт по определению — убийство, и теми, кто уверен, что женщина сама должна выбирать, прерывать беременность или нет.
Отрицание этого права, по мнению представителей данного лагеря, означает возврат в средневековье.
Некоторые также упоминают, что поддержка тяжелобольных людей и инвалидов со стороны государства, как финансовая, так и психологическая, мягко говоря, оставляет желать лучшего, а рождение ребенка с серьезными патологиями на практике означает пожизненный поиск времени, сил и средств на его лечение и реабилитацию. Тема эта здесь важная и затрагивает не только права женщин-матерей, но и, как мне показалось, бросает вызов более глубинным, традиционным, религиозным устоям.
Можно сказать, что сталкиваются глубинное католичество и современные права человека.
Тут надо немного понимать политическую ситуацию. ПИС (PiS — Prawo i Sprawiedliwość) — правящая партия в Польше — много говорит о поддержке семьи, о традиционных ценностях. При этом семья понимается исключительно в католическом смысле: мама, папа и дети — сколько бог дал (нашей соседке, например, бог дал восьмерых. И, возможно, даст еще. Старшему 18 лет, младшему 1 год. Все умные и здоровые). Есть несколько государственных программ, поддерживающих семьи, при этом происходит дискриминация нестандартных семей. И в этом контексте многим кажется, что ПИС просто закручивает традиционалистские гайки в угоду своему электорату. И особенно циничным кажется то, что происходит это во время пандемии, когда демонстрации запрещены.