За последние годы количество жалоб на медицинских работников постоянно растет. Причем согласно независимым исследованиям, чаще всего в уголовных делах против врачей фигурируют терапевты (больше 31%) и хирурги (почти 20%). В 2021 году каждое третье обращение в Следственный комитет завершилось возбуждением уголовного дела. Поводом для обращения в правоохранительные органы является конфликт в системе «врач-пациент-медицинская организация», часто не связанный с дефектами оказания медицинской помощи. Поэтому медикам важно знать собственные права и уметь защищать свои интересы.
В последние годы судебные иски в отношении медработников становятся объектами пристального внимания общественности и вызывают широкий резонанс. Инициаторами конфликта в большинстве случаев становятся пациент или его родственники, которые обвиняют медиков в некомпетентности, ходатайствуют о возбуждении гражданского или уголовного дела.
Наряду с уголовно-правовой оценкой случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи (так называемые «ятрогенные» преступления) медицинские работники все чаще становятся фигурантами уголовных дел о должностных и коррупционных преступлениях, о чем свидетельствуют сообщения в средствах массовой информации.
Помимо уголовной врач несет иные виды персональной ответственности: материальную, дисциплинарную, административную. А медицинские организации отвечают гражданско-правовой ответственностью. Как показывает судебная практика, сумма компенсации пациенту (родственникам пациента) за некачественное лечение может достигать 50 млн. рублей. В последующем, если суд удовлетворил исковые требования пациента (его родственников), медицинская организация вправе обратить взыскание на виновного медработника в порядке регресса и потребовать компенсацию своих расходов.
При этом, зачастую формальным основанием для длительных разбирательств служит ненадлежащее оформление правоотношений с пациентами (по ОМС, ДМС и платным услугам), неверно оформленный отказ пациенту в лечении, отказ в предоставлении информации или предоставление ложной информации пациенту (его родственникам) и т.д.
Чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций всем медспециалистам и руководителям клиник стоит актуализировать свои знания в части медицинского права, основных причин привлечения к ответственности, а также правильного контроля документооборота, чтобы договор на оказание медицинских услуг и иные документы, регулирующие правоотношения с пациентами, не содержали никаких «подводных камней».
«Правовая оценка случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи является одной из самых сложных категорий в судебной практике. Для врачей существует множество запретов и обязанностей, которые они должны исполнять. В отличие от этого, за пациентами закреплено намного больше прав, они являются потребителями медицинских услуг, — отмечает Анастасия Конаныхина, к.м.н., доцент, заведующая кафедрой инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России. – На кафедре инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования разработан специальный курс для врачей и юристов, практикующих в сфере здравоохранения, который позволяет слушателям приобрести уникальные знания в части надлежащего оформления договорных отношений с пациентами в медицинской организации, разобраться в юридической и медицинской составляющей практики привлечения к ответственности медицинских работников.. Это междисциплинарный диалог спикеров курса — следователя, судмедэксперта и адвоката, построенный на основании их многолетнего практического опыта и базирующийся на анализе конкретных ситуаций и судебной практики».