Ближайшим, непременным и незаменимым спутником косметики является парфюмерия. В буквальном понимании парфюмерия — это средства для ароматизации воздуха путем дымления. В глубокой древности люди, поклоняясь огню, «ублажали» его и бросали в него, наряду с жертвенным мясом, благовонные смолы. Позднее с целью ароматизации воздуха, одежды душистые вещества сжигали в специальных чашечках на раскаленных углях.
Современная парфюмерия включает огромный ассортимент изделий различного назначения. Духи, одеколоны, туалетная вода — основная продукция парфюмерного производства.
Понаблюдайте, как чутко, требовательно современный потребитель «прислушивается» к запаху духов и цветочных одеколонов, которые он выбирает в магазине, останавливаясь на определенных запахах В этом нет ничего удивительного. Ощущение и восприятие запаха воздействуют на психику человека с первых дней жизни, едва почувствует он запах материнского молока. В книге Корнея Чуковского «От двух до пяти» мы читаем о том, как материально воспринимает запахи ребенок: он «рисует цветы, а вокруг три десятка точек.
- Что это? Мухи?
- Нет, запах цветов».
Запахи оказывают глубокое влияние на психику и физиологию человека в течение всей его жизни и в зависимости or качества — приятный или неприятный — вызывают соответствующие эмоции.
К сожалению, популяризации, эстетики запаха специалисты-парфюмеры уделяют очень мало внимания. Поэтому многие потребители часто» *не понимают» запахов духов, и это затрудняет их выбор
Огромна физиологическая роль запахов: вдыхание приятных запахов замедляет ритм дыхания, пульс, понижает кровяное и внутричерепное давление; вдыхание неприятных — понижает температуру кожи, ослабляет слух и зрение, отрицательно влияет на пульс, ритм дыхания, кровяное давление и т. д. Запахами различных растений издавна лечат многие нервные и сердечно-сосудистые заболевания.
Среди всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так тесно с эмоциональным чувством тонов, как обонятельные:
почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного и неприятного. Общеизвестно, насколько благотворно и умиротворяюще отражается па самочувствии и настроении человека приятный запах и как угнетающе действует запах дурной.
Большинство людей весьма чувствительны к воздействию душистых веществ. Они влияют на настроение людей, могут вызывать состояние возбуждения, оживления, бодрости, успокоенности и т. д. М. Е. Салтыков-Щедрин в очерке «За рубежом» пишет: «Есть очертания, звуки, запахи, до того ласкающие, что человек покоряется им совсем машинально, независимо от сознания. Он не анализирует ни ощущений своих, ни явлений, породивших эти ощущения, и просто живет, как очарованный, чувствуя, как вcего организм льется отрада». Недаром запахи из-за их физиологического влияния называют «воздушными витаминами».
В художественной литературе широко отмечается внутренняя гармония в восприятии запасов, цветов и звуков.
«Есть некая крепкая связь между такими явлениями, как свет, запах, звук и цвет, — писал К. Паустовский. — Все это вместе рождает особое душевное состояние, то сосредоточенности и печали, то легкости жизни с ее теплыми ветрами, шумом деревьев, беспредельным гулом Акеана, милым смехом детей и женщин».
У Мопассана в рассказе «Ночь» мы исходим такие строки: «Я задыхался и так был опьянен ощущениями, что от этого томящего дурмана путались мои чувства. Я, право, уже не знал, вдыхаю ли я музыку, или слушаю романы…»
Запахи связываются- ассоциативным путем не только с красками и звуками. Мимолетное обонятельное впечатление может воскресить воспоминание о давно минувших днях. Духи могут заставить вспомнить тот или иной пейзаж, виденный нами когда-то, напомнить о счастливых или печальных днях прошлого.
«Почему так сильна над нами власть запахов? Почему никакое воспоминание не может с такой силой расколыхнуть пережитое, как связанный с ним знакомый запах? Может, дело в его неповторимости, ведь запах нельзя вспоминать от дельно от него самого, так сказать, повторить воображением. И когда он повторяется натурально, он с первозданной свежестью выхлестывает наружу все, что было связано с ним. А зрительные и слуховые впечатления мы часто повторяем своими воспоминаниями, и, может быть, потому они в конце концов притупляются…» (Фазиль Искандер. «Созвездие Козло- тура»).
Ассоциации, вызываемые душистыми веществами, изучаются специалистами. Весьма любопытно, что более или менее сложные ассоциации обнаруживались у людей различных профессий (не парфюмеров и не химиков), Большое место занимали художественные (музыкальные, картинные и т. п.) ассоциации.
Влияние запахов на эмоции человека настолько велико, что вместе с эстетикой формы, цвета и звука его стали использовать в промышленности. Например, во Львовском объединении «Электрон» организована комната так называемой психологической разгрузки, где с помощью приборов создаются ароматы соснового леса, весеннего сада, полевых цветов, которые одновременно с тихой музыкой, мягким освещением вызывают у посетителей ощущение физиологического комфорта, успокаивают, снимают усталость, повышают эффективность труда.
Югославские ученые доказали, что производительность труда повышается при наличии приятных запахов, и в цехах завода «Радоня» запахло сосной, лавандой, гвоздикой, духа-, ми «Шануар.» («Черная кошка» — знаменитые французские духи). Результаты получились отличные.
У каждого народа веками вырабатывался вкус к определенным запахам, и вкус этот проявляется настолько ярко, что мы вправе говорить о существовании отличительных черт в парфюмерии различных стран. Например, индийские, или так называемые восточные духи — экзотичны, полны солнца и зноя, итальянские — темпераментны и светлы, немецкие — строги и суховаты, французские — игривы и чувственны, английские — сухи и чопорны, мексиканские — пряны и ярки.
В нашей стране, с её огромной территорией и многонациональным населением, пользуются признанием парфюмерные изделия самых разнообразных оттенков запахов. В средней полосе, например, особенно ценятся запахи сочные, широкие, несколько прохладные, с преобладанием сирени, ландыша и т. д. В Прибалтийских республиках предпочитают запахи прохладные, влажные, несколько строгие; запахи лаванды, сирени характерны для некоторых духов и одеколонов, выпускаемых рижской фабрикой «Дзинтарс». На Кавказе любят густые, яркие, сочные, мелодичные (с чуть пряным оттенком) запахи, например, содержащие ароматы фиалки, ириса, мускуса, жасмина, дубового мха, роз с большой добавкой цитрусовых масел, гвоздики. В Средней Азии предпочитают яркие, пряные, певучие запахи (на основе гвоздики с добавлением фиалки, жасмина, розы и т. д.). Эта специфика вкусов привела к тому, что в национальных республиках созданы и создаются фабрики, которые на месте разрабатывают рецептуры и выпускают парфюмерные изделия, полностью удовлетворяющие запросы населения.
Расширение ассортимента парфюмерных изделий и информирование потребителя развивает вкус и вырабатывает способность к более тонкой оценке и пониманию их как произведений искусства.