130-летие великого земляка белорусский Витебск отметил необычной публикацией стихов Марка Шагала — на огромных полотнах вдоль улицы Покровской, где когда-то родился всемирно известный художник, пишет BBC.
Полотнами стали выкрашенные в белый бетонные плиты забора, прикрывающие незамысловатый быт старой улицы неподалеку от дома-музея Шагала. На 85 метров этих бетонных страниц растянулось стихотворение в прозе «К моему городу Витебску», переведенное Львом Берлинским. 35 метров занимает «Отечество в душе моей» с обозначением имени переводчика с идиша — Андрея Вознесенского.
Мойша Сегал (имя Марк Шагал появилось у художника в Париже в 1910 году) родился 6 июля 1887 года, но семерку Шагал считал числом магическим, видел магию цифр в обозначении своей даты рождения именно так: 07.07.1887. Витебск стал темой его первых художественных работ и долгим — на всю жизнь — фоном знаменитых произведений.
Витебск подарил ему встречу с Беллой — той самой, летящей вместе с Шагалом на картине «Над городом», на которой изображена старая витебская окраина с еще не бетонными, а деревянными заборами.
В Витебск после Петербурга и Парижа Шагал вернулся комиссаром искусств в 1918 году; открыл в городе художественную народную школу; создал публичный художественный музей; приобщился к созданию агитационного театра «Теревсата» (Театра революционной сатиры), где был главным художником.
В июне 1920-го Шагал покинул Витебск, передав художественную школу Малевичу. В 1922-м покинул СССР, и хотя в 1973-м, в возрасте 86 лет, приезжал в Советский Союз по приглашению тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой, в родной город никогда больше не возвращался.
Экскурсоводы любят повторять: Шагал не хотел разрушить свое особое восприятие города юности и первой настоящей любви, ощущения детства и память о запахах пыльных летних улиц и беленой печи, на лежанке которой рисовал свои первые этюды.
В 1987 году, когда в мире праздновали под эгидой ЮНЕСКО столетний юбилей Шагала (художник не дожил до этой даты только три года), в советской Белоруссии упорно не признавали родства: Шагал здесь был чужим французом и символом извращенного буржуазного искусства. Даже во времена перестройки в Витебске бушевала кампания против создания музея Шагала. Решение о создании музея в Витебске было принято в сентябре 1991 года, после настойчивых обращений к власть имущим Андрея Вознесенского, Василя Быкова, академика Дмитрия Лихачева и ряда других знаменитостей, в течение нескольких лет активно выступавших против антишагаловской кампании. Сейчас в витебском доме-музее Шагала около 300 оригинальных графических листов художника и более 2500 книг об авангардном искусстве XX столетия.
«Но все это — подарки наследников, частных лиц, коллекционеров, в основном, зарубежных. По большому счету, ни город, ни республика не потратили ни одной копейки, чтобы в нашем музее были оригинальные работы Шагала. Мало того, дом на Покровской на 50% реставрировался за деньги немецкой организации «Круг содействия Дому-музею Марка Шагала в Витебске», — рассказала белорусской редакции «Спутника» накануне нынешнего юбилея Ирина Воронова, директор музея.
130-летие Марка Шагала не стало в Белоруссии праздником, приметным для обывателя. Однако ценители до середины сентября могут посетить выставку в Национальном художественном музее — в экспозиции «Марк Шагал: цвет любви» представлены экспонаты из витебского музея.
А на родной Шагалу улице Покровской на белой стене, как на нетронутом веком листе бумаги, выведено щемящее:
Во мне растут зеленые сады
И витебские скорбные заборы.
И переулки тянутся кривые.
Вот только нет домов.
В них — мое детство.
И, как оно, разрушились домишки…