15 декабря в Креативном хабе Высшей школы экономики (ВШЭ) прошла дискуссия из цикла «Перезагрузка бизнеса — 2026» с обсуждением итогов и ожиданий от грядущего года. Представители креативной индустрии, в том числе интерьерного дизайна, парков развлечений, организаторов корпоративных мероприятий, поделились своими отраслевыми достижениями и результатами, а также рассказали, как видят развитие бизнеса в 2026 году.
В качестве экспертов выступили Сергей Брюханов, арт-директор, архитектурное бюро SIO; Лилия Дасаева, креативный продюсер и автор иммерсивных проектов; Андрей Кунов, член совета директоров парка развлечений «Сказка», президент международного конгресса производителей аттракционов, член подкомитета ТПП по паркам; Наталья Антонова, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук. Провел встречу Андрей Мамонтов, академический руководитель программы «Перезагрузка бизнеса в креативной индустрии: раскрытие потенциала владельца», автор деловых книг.
Ключевыми откровениями 2025 года для представителей креативных индустрий стали рост качества креативного продукта, создаваемого искусственным интеллектом (ИИ), отсутствие доминирующих трендов, многослойность проектов и удлинение бизнес-моделей.
Сергей Брюханов, арт-директор архитектурного бюро SIO, отметил, что нейросети перестали быть угрозой и стали нормой, меняющей ландшафт решений. «Качество продуктов, создаваемых с использованием ИИ, значительно возросло, что влияет на требования клиентов в креативной сфере. Они больше не принимают качественное, но обычное, они ожидают уникальных и выдающихся решений», — подчеркнул он. Брюханов добавил, что традиционных трендов в интерьерном дизайне больше нет. «Ранее существовали четкие лидеры и направления, формировавшие стиль и вкус аудитории. Сегодня наблюдается запрос на уникальность. Быть просто хорошим специалистом в креативной индустрии недостаточно. Важно быть Креатором с большой буквы», — заключил он.
Андрей Кунов, член совета директоров парка развлечений «Сказка» рассказал про изменения в бизнес-моделях: «Сегодня быстрые гипотезы не работают; необходимы глубокие, многослойные проекты. Важно тематизировать, добавлять смысл, создавать шоу и выстраивать маршрут клиента».
Участники дискуссии выделили тренды 2026 года для креативной индустрии. По их оценке, следующий год станет поиском глубины в мире поверхностного, временем замедления, смысла и междисциплинарности.
Лилия Дасаева, креативный продюсер и автор иммерсивных проектов, считает, что мы переходим от визуальных образов к звуку и тишине. «Люди устали от ярких экранов, они ищут спокойствие, вдохновение и тишину в консерваториях, библиотеках и медитациях. Запрос на медленное восприятие растет. Модель поведения — увидел, сфотографировал, выложил, забыл — уходит на второй план. Прорывные идеи рождаются на стыке науки, искусства, технологий и различных культур», — отметила она.
«Вшитый цензор является врагом креативного бизнеса. Новый рецепт успеха заключается в углубленном личном профессиональном росте, переработке гигантского объема информации и отсутствии страха», — резюмировал Сергей Брюханов.
Выступление Натальи Антоновой, профессора НИУ ВШЭ, подчеркнуло важность развития личностного потенциала владельца бизнеса и осознания ограничивающих установок для роста компаний в креативной индустрии.
«В отличие от традиционных отраслей, в креативной сфере ключевой ресурс —аутентичность. А она возможна только тогда, когда владелец пребывает в состоянии внутренней целостности. Когда он теряет связь с собой, в его работе исчезает искра. Замечать, когда тревога вытесняет вдохновение, а страх — смелость, является навыком владельца сохранять бизнес живым», — подытожил Андрей Мамонтов, академический руководитель программы «Перезагрузка бизнеса в креативной индустрии: раскрытие потенциала владельца».
Дискуссия стала отправной точкой для запуска новой программы НИУ ВШЭ повышения квалификации «Перезагрузка бизнеса в креативной индустрии: раскрытие потенциала владельца», где предприниматели учатся распознавать внутренние барьеры и превращать их в ресурс для роста компаний. В настоящий момент идет набор. Обучение будет проходит в Институте развития креативных индустрий НИУ ВШЭ и начинается 17 апреля 2026 года.






