Создание шрифтов выделено в специальную дисциплину: она называется типографикой, а те, кто придумывают шрифты и работают над композицией текста, — типографы. Можно сказать, что вся история графического дизайна началась со шрифтов. Чем были иероглифы, если не первой типографикой? Сегодня массовая, когда-то это была история для избранных. Вспомните витиеватые буквицы древних манускриптов. Или расцветшее в Китае искусство каллиграфии. Но в конце XV века все изменилось. В 1450 году Иоганн Гутенберг придумал печатный станок и сам метод печати, одно из величайших изобретений человечества. На смену штучным рукописям пришли печатные книги. Образ текста начал становится все более понятным: стало важным, насколько его легко печатать и читать.
И если каллиграфия — это прежде всего чистое искусство, где любуешься точностью линии, то типографика — это искусство прикладное. Даже самые красивые шрифты, тот же Times New Roman или Calibri, должны прежде всего хорошо читаться. Их нужно использовать к месту, в соответствии с поставленной задачей. Так что работать со шрифтом — это не только придумать красивый рисунок из букв, но и понимать, где и как его смогут использовать. Он должен быть изящным, но не перегруженным. Визуальный образ — это лишь полдела. Шрифт должен ЧИТАТЬСЯ.
Сегодня шрифты повсюду. Это уже не только книги (привет, Гутенберг!), но и все, что нас окружает: слоганы на худи и шоперах, подстрочник TikTok, рекламные вывески, даже обычные этикетки на продуктах. Есть целые студии, которые занимаются только созданием шрифтов. Например, MetaDesign легендарного дизайнера Эрика Шпикерманна. Или русское бюро Paratype (у них на сайте, кстати, много интересных статей по истории и практике шрифтового дела, посмотрите!). Есть даже специализированные бюро, как CSTM Fonts, занимающиеся адаптацией шрифтов под кириллицу.
Шрифты заказывают не только, скажем, журналы. Хотя это действительно первое, что приходит в голову. Шрифтовые студии могут придумать уникальный, фирменный шрифт для того или иного бренда или цифрового продукта. У Apple или поисковика Mozilla, например, свои шрифты. Кстати, и те, и другие созданы в недрах одной и той же студии. Конечно, позволить себе свой собственный шрифт могут немногие. Это очень большие вложения, а на создание шрифта может уйти и месяц, и год.
Сегодня все шрифты делятся на антиквы и гротески. Первые — с засечками, вторые — без, чистый рисунок буквы. Так, самый популярный шрифт программы Word Times New Roman (создан для журнала The Times типографом Стэнли Моррисоном в 1932 году — только подумайте: он не теряет популярности уже почти век!) — антиква, а один из самых известных мировых шрифтов — Helvetica, гротеск, шрифт без засечек. Легко понять, что антиквы благодаря своим засечкам выглядят художественнее и изящнее, поэтому чаще всего их используют для печатной графики. А вот простой и понятный Helvetica отлично подходит для вывесок и логотипов. Вообще весь секрет шрифта не только в видимом, но и в невидимом. Как любил повторять легендарный шрифтовой дизайнер Адриан Фрутигер, «важна не только линия, но и пустота внутри созданного ею контура».
Интересно, что столп и мэтр шрифтового дизайна швейцарец Фрутигер начинал с копеечных гонораров и работу «на того дядю», а закончил самой авторитетной студией в мире. Слава пришла к нему в 1960-х. Он увлекался каллиграфией и пошел работать наборщиком в типографию. Интересно, что тогда ее называли «словолитня» — это буквально отражало процесс, ведь текст набивали на бумагу отлитыми из металла буквами, литерами. Получив художественное образование, Фрутигер начал работать в типографии уже как дизайнер. В начале 1950-х он придумал свой первый шрифт, ставший известным. А затем создавал шрифты на протяжении еще 30 лет. Одним из первых он стал работать с новой технологией: на смену металлическим штампам пришел фотонабор — буквы проецировали на пленку, с которой шла печать. Дизайнер придумал больше 30 известных гарнитур («семейство» шрифтов: когда стиль один, но буквы толще, тоньше, под наклоном и так далее), ставших базовыми для всей типографики XX века. Самый известный его шрифт — Univers. В конце жизни он удостоился создания своего собственного, именного шрифта Frutiger. Это ли не венец карьеры типографа!
Многие известные шрифты названы по именам своих дизайнеров. Причем многим по паре-тройке сотен лет. Bodoni — шрифт конца XVIII века от Джамбаттисты Бодони, печатника королей, как про него говорили. У него есть не только свой шрифт, но даже именной музей в Парме. Garamond — в честь французского пуансониста (так раньше называли типографов) Клода Гарамона. Есть даже, прямо как у Шерлока Холмса, шрифт Баскервиля — Baskerville. Джон Баскервиль (XVIII век) в собственной типографии печатал издания для Кембриджа.
Конечно, сегодня шрифты уже не рисуют чернилами на пергаменте и не гравируют на металлических пуансонах. Все делается на компьютере. Есть специальные программы, заточенные только под создание шрифтов. Если начинать работать, то нужно покупать продвинутые и платные версии. Но чтобы понять, что к чему, можно начать с бесплатных сервисов вроде Birdfont с простым функционалом, чтобы не запутаться сразу на старте. Более того, в интернете можно найти онлайн-редакторы, которые даже не нужно скачивать на компьютер. В общем, несмотря на почти 700 лет развития типографики, поле для развития и экспериментов в этой сфере графического дизайна меньше не стало — даже наоборот!
Текст: Марина Волкова