Анна Нетребко родилась 18 сентября 1971 года в Краснодаре и дальше черноморских курортов в детстве выезжала. О том, что где-то существует опера, на сцене которой поют богини — оперные дивы, а она обладательница уникального лирико-драматического сопрано, ей рассказали в музыкальной школе и посоветовали родителям отдать ребенка в ансамбль «Кубанская пионерия», где уже вскоре Аня стала солисткой.
Предки Анны — запорожские казаки и цыгане, и, похоже, это бурное смешение кровей дало Нетребко и бешеную целеустремленность, и энергичность, с помощью которых она с юности могла свернуть горы.
В 15 лет Нетребко впервые побывала в Мариинском театре в Ленинграде и вернувшись, решила, что она будет примой и никем кроме примы. Анна пошла учиться в музыкальное училище в северной столице, диплом которого был входным билетом для поступления в консерваторию и уже на третьем курсе перевелась туда как одна из самых одаренных учениц.
Денег не было, с общежитием возникали постоянные проблемы, поэтому уже на первом курсе Нетребко устроилась в Мариинский театр уборщицей и на протяжении двух лет мыла полы на сцене, чтобы иметь возможность смотреть все спектакли главного театра Ленинграда. Да и в целом как-то выживать. По ночам она репетировала, повторяя сложные в исполнении арии, а утром снова бежала на учебу.
Такая дикая трудоспособность вскоре дала свои плоды, Анна стала лауреатом премии им. Глинки, а вскоре ее пригласили в Мариинский театр уже в качестве певицы. Занятость ее в спектаклях была столь высока, что девушка вынуждена была бросить консерваторию, занятия которой она просто не успевала посещать. Ее гастрольный график был расписан на несколько лет вперед и вскоре о талантливой оперной диве заговорили и за рубежом.
Слава Нетребко в России и за границей очень быстро росла, широкую известность российской оперной диве принесли роли Памины в «Волшебной флейте» и Розины в «Севильском цирюльнике», исполнение русских оперных партий, таких как Людмила в опере «Руслане и Людмиле» Глинки, Наташа в «Войне и мире» и Марфа в «Царской невесте» Римского-Корсакова. А ее выступление в Сан-Франциско в образе Людмилы из оперы Глинки произвело настоящий фурор.
В 2005 году певица получила Государственную премию, а еще через 3 года — звание Народной артистки РФ. И вот тут-то и случился первый скандал. Всего через год после получения госпремии Нетребко подала прошение о получении австрийского гражданства. Анна объяснила это тем, что постоянно живет в Вене, где у нее есть недвижимость и второй паспорт позволит ей избежать бюрократической волокиты с получением шенгенских виз. Это вызвало возмущение у российской общественности, ведь певица долгое время являлась примой Мариинского театра, однако при этом все время проводила в Европе.
«Я горжусь своей родиной, но это не значит, что я не могу петь за рубежом!», — заявила в ответ Нетребко.
Следующий скандал разразился в декабре 2014 года, когда Нетребко передала миллион рублей на восстановление театра «Донбасс Опера». МИД Австрии заявил, что поступок австрийской подданной может быть только осужден местными властями, а австрийская авиакомпания Austrian Airlines, рекламным лицом которой была звезда Венской оперы, тут же разорвала с ней контракт.
«У меня друзья в Донецке, молодые музыканты, которые сказали мне, что театр частично разрушен. Я хотела поддержать своих коллег-артистов пожертвованием, потому что я верю в силу искусства во время конфликта и кризиса», — объяснила тогда артистка.
В феврале 2022 года Нетребко опубликовала в соцсетях пост на русском и английском языках, где заявила, что она выступает против СВО и не является союзницей никого из политических партий, а ее прежние выступления были неверно интерпретированы.
В заявлении были и такие слова: «Заставлять артистов или любого общественного деятеля публично выражать свои политические взгляды и осуждать свою родину неправильно».
Реакция на заявление последовала незамедлительно. 1 марта 2023 года Баварская опера разорвала контракт с Нетребко, а 3 марта Metropolitan Opera направили российской оперной певице письмо о прекращении сотрудничества. Хотя график выступлений оперной дивы был расписан на три года вперед. Отказались и от работы с выдающим голосом сопрано и La Scala.
«В какой-то момент я испугалась, что меня ошибочно могут занести в санкционный список. Или что меня могут лишить австрийского паспорта, и я могу потерять все. У меня также было несколько ночей, когда я боялась следующего утра», — позже призналась артистка.
Развитием скандала, который до сих пор обсуждает западная пресса, стал судебный иск, который предъявила Нетребко к главному нью-йоркскому театру. Анна Юрьевна заявила, что «Метрополитен-опера» обязан выплатить ей компенсации в размере 360 тысяч долларов за отмененные выступления, поскольку ее подвергли дискриминации по национальному признаку. Более того, действия руководства театра вынудили ее невыгодно продать свою квартиру в Нью-Йорке и нанесли ей значительный моральный ущерб.
Суд еще идет, но адвокаты артистки уверены, что они его выиграют.
А между тем февральское заявление Нетребко критично восприняли и на родине. Анна вынуждена была закрыть свои страницы в соцсетях от комментариев, когда перестала справляться с волной хейта в свой адрес. Количество негатива увеличилось, когда певице стали возвращать работу в Европе.
«Я забочусь о своей семье. Я не могу угодить всем. Да, я в каком-то смысле хочу усидеть на двух стульях. И даже на трех, если придется. Когда-нибудь люди поймут, что я не предавала Россию. Я всего лишь стараюсь оставаться человеком», — заявила звезда.
Новый скандал случился в июле 2022 года, когда разгневанная певица унизила россиян. «Мы счастливые и немного пьяные, что нормально», — сообщила Анна в соцсетях, опубликовав видео прогулки по Италии.
В свою очередь, муж звезды Юсиф Эйвазоф отметил, что ее фанаты не оценят такое поведение и напишут ей про пьянство, а затем добавил: «долбоящеры».
«Напишут, что я пьяная. Долбоящеры вы, долбоящеры, ясно вам? Мой муж сказал!» — с вызовом заявила прима.
И снова волна возмущения поведением Нетребко, и опять она пыталась заявить, что ее не так поняли.
Три месяца спустя в интервью Zeit.de Нетребко призналась, что не планирует возвращается в Россию. И уж тем более, давать в Москве или Санкт-Петербурге концерты.
«В России уже раздражены тем, что я вообще что-то сказала по этому поводу. Они думают, что я предала свою Родину. Когда-нибудь люди поймут — я не предательница родины, и я тоже не против Украины. Я стараюсь оставаться человеком», — объяснила свою позицию артистка.
Такое желание усидеть на двух стульях, вызывает постоянное возмущение у европейской общественности. И когда 10 сентября Берлинская опера объявила о старте нового сезона со спектакля «Макбет» Джузеппе Верди, где ведущая женская роль отдана Нетребко, местные газеты написали: «Ждите митингов!».
И действительно, протестующие пришли к зданию театра 15 сентября с лозунгами «No Netrebko». Художественный руководитель Берлинской оперы Маттиас Шульц призвал «не делать артистов козлами отпущения» и констатировал, что сам спектакль прошел с аншлагом.
А вот чешские власти заявили, что выступление Нетребко в Праге в октябре отменено с формулировкой «по политическим причинам».
Будет ли этот скандал последним для звезды мировой сцены — покажет время, но сама Нетребко настроена решительно и готова вступить в полемику со всяким, кто попытается запретить ей выходить на сцену.
Фото: соцсети, Legion Media