Валя Карнавал vs Лариса Долина, Филипп Киркоров vs Тимати — современный российский шоу-бизнес на своем веку повидал немало громких конфликтов, за которыми пристально следили как критики, так и обычные меломаны. Все дело в… теории, которая описывает цикл поколений людей со сходными чертами в характере, сформированными внешними факторами и социально-экономическими особенностями окружения. Поколения меняются примерно каждые 20 лет, и через 80 лет цикл начинается заново — ценности частично совпадают с поколением возрастной группы 80 лет назад.
А ведь и правда — каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с тотальным непониманием или расхождением во взглядах с более старшим поколением, например, нашими бабушками и дедушками и даже родителями (вспомните засевшую в нашем ДНК фразу «А вот в наше время…»). Просто мы выросли в в разных условиях, и наше мировоззрение формировалось благодаря влиянию разных событий.
Музыка — это, определенно, отражение предпочтений, проблем и знаковых тем в обществе. Это способ высказать свое мнение, поднять социально-значимый вопрос или просто поделиться эмоциями о каком-то событии. И сейчас мы становимся свидетелями битвы поколений, которые просто не понимают друг друга и имеют разные ценности. Один из примеров — это недавний скандал между Шурой и Валей Карнавал.
Карнавал оказалась в кресле жюри на шоу «Битва поколений» наравне с Ларисой Долиной, с которой, кстати, у Вали также был конфликт. Молодая артистка разгневала Шуру своими комментариями — он посчитал, что в силу возраста и отсутствия опыта она не может обладать экспертностью. Когда жюри оглашали оценки, слова Вали Шура полностью игнорировал, едва сдерживаясь, а под конец и вовсе не выдержал.
«Слава богу, ты нашла свою нишу и справилась с тем напором нашей любимой Ларисы Долиной. Теперь ты сидишь буквально на ее месте. Давай теперь будешь доказывать нам, дебилам, что ты имеешь право на это место», — не сдерживался в выражениях певец.
Что ж, «схватки» молодых и взрослых артистов были всегда и везде. Еще в 2015 году в громкий скандал угодила и Клава Кока, правда тогда она еще была никому не известна — будущая певица пришла на музыкальное шоу «X-фактор. Главная Сцена». Клава исполнила два кавера на хиты 1990-х, но оба варианта категорически не устроили судей.
Диана Арбенина грубо передразнивала девушку и выставила ей оценку «ноль», Валерий Леонтьев назвал ее пение «беспомощным», Ирина Аллегрова намекнула, что не видит в Клаве артистку, а Николай Носков и вовсе предложил студентке «петь только для друзей и родителей». Но, как мы видим, Клава теперь может похвастаться невероятной популярностью, армией поклонников и многотысячными залами.
«Почему часто случаются музыкальные конфликты? Это комплексный вопрос. Факторов здесь несколько: во-первых, большую роль играет цифровизация. Благодаря интернету юные дарования теперь могут записать песню, не выходя из дома — нужен лишь компьютер и более-менее приличный микрофон. А раньше это был более трудоемкий процесс, который мог растягиваться на недели. Во-вторых, не всем, но некоторым звездам бывает сложно принять, что пришло новое время — время фрешменов. В-третьих, сейчас в целом другое восприятие. Раньше мы ругали молодежь и говорили, что они не могут фокусироваться на чем-то одном долго, потому что у них клиповое мышление, а теперь и сами приобрели его, потому что вокруг стало слишком много информации и в целом изменилось ее восприятие. И, конечно, нельзя забывать и то, что музыка сейчас в целом стала другой, и для »народных» она не совсем понятна. Виноватых тут искать не стоит — это просто совершенно разные поколения», — поделился мыслями с Woman.ru со-продюсер «Новой Песни года» Иван Кудрявцев.
Почему старшему поколению не нравится современная музыка?
Возможно, потому что просто ее просто не понимают. Музыкальные вкусы формируются к 20 годам. Психологи утверждают, что после 33 лет большинство из нас перестает стремиться к поиску новой музыки, а к концу своей жизни мы обычно ностальгируем и вспоминаем музыку нашей юности. Существует также психологический аспект межпоколенческого музыкального конфликта. Есть так называемый «эффект чистого воздействия» — чем больше мы подвержены чему-то (музыка, искусство, фильмы и т. д.), тем больше нам это нравится.
«Действительно, взрослым артистам сложно воспринимать новую музыку, потому что теперь она другая — и по звучанию, и по ритму, и по посылу. Раньше, в среднем, трек для радио длился три минуты, а сейчас достаточно двух минут или даже меньше. Главное сегодня — цепкий текст и запоминающаяся мелодия, потому что самой музыки стало в разы больше. Нужно чем-то удивлять современную аудиторию и заставить ее остановиться на вас и поставить на повтор», — уверен Иван Кудрявцев.
Дедовщина была всегда?
К сожалению, да. Опять же, все объясняется просто — старшее поколение считает себя мастодонтами сцены и категорически против уступать ее кому-то.
Возьмем пример — конфликт в знаменитой группе «ВИА Гра». «Есть люди, которые не воспринимают новеньких адекватно», — рассказывала Татьяна Котова о своей бывшей коллеге Альбине Джанабаевой. Альбина находилась в группе на правах «главной солистки», когда туда пришла Котова. Постоянные конфликты с Джанабаевой вынудили Татьяну обсудить ситуацию с продюсерами. Девушке предложили уйти из коллектива, что она и сделала.
Некоторые народные артисты отмечают, что юные таланты не ставят их в приоритет и не выказывают должного уважения. «Когда я появляюсь на сцене с Народными артистами, я не верю, что рядом с ними стою. Это какая-то детскость во мне осталась, хотя я уже тоже давно Народная, и тем не менее какой-то пиетет, особое отношение к этим людям у меня сохранилось. А вот у них (молодых артистов) — нет. У них коленки не трясутся, как у меня когда-то тряслись», — так, например, говорит Лариса Долина о новых популярных исполнителях.
Есть также мнение, что юные музыканты зачастую замирают в своих образах и надолго закрепляют за собой ярлыки в духе «песен для малолеток». Старшие этого, естественно, не понимают, потому и уверены, что от таких тенденций музыкальная культура быстро схлопнется.
Молодые артисты, набирающие популярность, чаще всего кажутся представителям старшего поколения детьми, которым кто-то случайно дал микрофон, но многие упускают главное. Новые артисты в своих песнях говорят о современных проблемах подрастающего поколения, поэтому и популярность они приобретают молниеносно.
Все такого мнения?
К счастью, нет. Против этого потока непонимания появилась волна хитов, играющих именно на контрасте между «старым» и «новым». Егор Крид уже спелся с Михаилом Шуфутинским, DAVA — с Филиппом Киркоровым, Ваня Дмитриенко — с Григорием Лепсом, а GAZAN — с Наташей Королевой.
«Мудрые артисты прекрасно понимают, что за молодежью будущее. Молодые артисты задают тренды, влияют на юные умы и формируют их музыкальный вкус. И тут уже выбор за »народными» — или они принимают правила игры, или продолжают упираться и делать вид, что в музыке все осталось по-старому. А те, кто следует тенденциям рынка, не только расширяют аудиторию, но и приобретают вторую волну популярности. 3 декабря, например, в Мегаспорте состоится концерт »Новая Песня года», где в лайнапе уже не просто фрешмены и любимцы молодежи, но и легенды российской сцены с фитами. Вот это и есть — преемственность поколений», — отметил Кудрявцев.
Филипп Киркоров, например, считает, что новые таланты нужно продвигать, и помощь в этот как раз должна исходить от народных любимых исполнителей: «Вы знаете, бездарность пробьется сама, а таланту надо помогать. А уже с моей стороны — я на каком-то интуитивном уровне всегда чувствую талантливого человека и всегда с удовольствием ему помогу, чем могу. А коллаборации с молодыми артистами — это моя фишка, моя слабость. Или наоборот моя сила».
Также за молодых артистов вступился комик Гарик Харламов, сказав, что каждый имеет право выбирать, что ему слушать и о чем писать песни. «Пусть поют, что хотят, это же просто песня. Не нравится — не слушай. Ты же можешь не слушать это», — подчеркнул Харламов.
Есть ли финал у этой драмы?
Кто-то может сказать, что конфликт поколений неисчерпаем, потому что новое поколение никогда не будет разделять ценности и интересы прошлого, но в музыкальной сфере все «старички» делятся на два лагеря — абсолютных противников нового и тех, кто открыт к сотрудничеству и видит в этом интересные перспективы для творчества.
«Будущее, конечно, за теми, кто умеет договариваться, поддерживает молодых исполнителей не только на словах, но и на деле. Как говорил кот Леопольд: »Давайте жить дружно! »» — подытожил Кудрявцев.
Фото: пресс-служба