Несмотря на то, что сегодня самолеты признаны самым безопасным средством передвижения, статистика авиационных катастроф по-прежнему остается довольно высокой. Современные воздушные судна способны долетать до места назначения даже при отказе одного двигателя. Но порой случаются такие ситуации, когда все выходит из под контроля и найти причины страшных трагедий оказывается не так уж и просто. Это доказала загадочная история малайзийского Boeing 777, который буквально растворился в воздухе в 2014 году.
Обычный рейс, превратившийся в загадку века
8 марта 2014 года в 00:42 рейс Malaysia Airlines 370 вылетел из Куала-Лумпур в Пекин. Самолет был в эксплуатации всего 12 лет, а топлива должно было хватить на 7,5 часов полета. Среди его оборудования числилась адресно-отчетная система авиационной связи, которая ежечасно сообщала наземным службам данные о скорости, высоте, запасе топлива и других параметрах Boeing 777. На борту самолета находились 12 опытных членов экипажа и 227 пассажиров из Китая, Индонезии, Австралии, США, Европы и России.
Подобные полеты совершались регулярно, а потому этот рейс не предвещал ничего необычного. Боинг набрал нужную высоту и встал на курс в штатном режиме, заняв установленный диспетчером эшелон. Все было спокойно ровно до 38-й минуты. Тогда самолет неожиданно покинул воздушное пространство Малайзии. Это удивило диспетчера, который сразу связался с капитаном и попросил экипаж перейти на новую радиочастоту Хошимина для поддержания дальнейшей связи. Пилот с 33-летним стажем Захари подтвердил получение информации и произнес: «Доброй ночи, Малайзийский 370». Тогда никто даже не мог подумать о том, что эти слова станут пророческими.
Начиная с 39-й минуты представители Malaysia Airlines несколько раз подряд отправили экипажу сообщение: «Срочный запрос. Пожалуйста, свяжитесь с УВД (управление воздушным движением. — Прим. ред.) Хошимина как можно скорее. Они жалуются, что не наблюдают вас на радаре». Ответ не поступил ни с первого раза, ни со второго, ни с последующих. Все остальные средства связи с бортом, включая систему ACARS, радиообмен и звонки со спутникового телефона, на тот момент уже были отключены. Все эти попытки «достучаться» до экипажа не принесли никаких результатов и лишь отняли время. О пропаже воздушного судна спасательным службам сообщили с большим опозданием, что сыграло роковую роль в этой запутанной трагичной истории.
За несколько минут до исчезновения борт находился на штатной высоте 10,5 тысяч метров и летел со стандартной скоростью 870 км/ч. Вероятно именно поэтому УВД Хошимина впервые попытались связаться с самолетом лишь спустя двадцать минут после того, как сигнал прекратился. Чрезвычайная ситуация была объявлена только спустя 6,5 часов.
Где искать воздушное судно никто не понимал. Было принято решение начать с Южно-Китайского моря, где как раз-таки пропала связь. В дело вступили вьетнамские военные, которые с помощью своих станций слежения установили, что после отключения транспондера боинг резко взял курс на юго-запад, тем самым полностью сменив направление. После этого он пролетел вдоль границ Малайзии и Вьетнама, а затем в районе острова Пинанг над Андаманским морем круто повернул на северо-запад. К 02:22 по местному времени самолет уже не числился в зоне действия радаров, а потому его дальнейшая судьба превратилась в загадку века.
Версии и домыслы
Boeing 777 был оборудован специальными терминалами, которые каждый час передавали наземным службам техническую информацию о работе двигателей Rolls-Royce через спутники Inmarsat. Именно благодаря им удалось рассчитать траекторию полета. Согласно полученным данным, судно могло направиться по двум курсам: либо на север — в сторону Индии, Бангладеша, Мьянмы, Таиланда, Китая и Казахстана, либо на юг — в Индийский океан. Ответ от перечисленных стран оказался неутешительным: самолет не выходил в их воздушное пространство. Тогда оставалась только одна версия: боинг разбился в океане, когда у него закончилось топливо.
Иного мнения придерживались Malaysia Airlines. Они предположили, что 52-летний пилот Захари Ахмад Шах намеренно сменил курс и, растратив все запасы судна, утопил его в океане, тем самым убив более двухсот человек. Спустя несколько лет ФБР изъяли из дома погибшего пилота авиасимулятор. По их словам, командир судна совершал тренировочные полеты по похожему курсу, что отчасти подтверждало эту теорию.
Так или иначе, обломки нужно было искать, даже несмотря на то, «черные ящики» в этом случае не оказались бы полезными для расследования. Дело в том, что на самописце хранится запись только за последние два часа, а самолет продолжал лететь без связи на протяжении нескольких часов.
В специальной поисковой операции было задействовано девятнадцать кораблей и двадцать один военный самолет. За это время было сожжено десяток миллионов литров топлива, поскольку исследуемая территория занимала миллионы квадратных километров. Усложняло ситуацию и то, что эта акватория была крайне плохо изучена и сведений о ее характере практически не имелось.
Первая надежда на какую-то разгадку появилась 5 апреля. Тогда китайский корабль поймал сигнал, похожий на тот, что издает подводный локационный буй. Однако найти место, откуда он шел так и не удалось. Спустя три дня сигнал прекратился, поскольку батарейки устройства, как правило, рассчитаны на месяц. С августа 2014 года по январь 2017 года зону поисковой операции расширили вдвое, начав применять глубоководные аппараты.
Долгие тщательные поиски Boeing 777 стали самыми масштабными в истории. В результате найти ответ на вопрос, в каком именно месте самолет потерпел крушение и по какой причине, так и не удалось. Тем не менее, некоторая польза от этих поисков все же была. Эксперты получили важные сведения о характере океанического дна, а также нашли несколько мест давних кораблекрушений. В мае 2018 года все работы были официально свернуты.
Загадочная женщина и пилот-убийца
С годами история рейса 370 Malaysia Airlines стала обрастать слухами и домыслами, которые порой доходили до совершенно абсурдных предположений. Люди говорили, что самолет был угнан, чтобы сделать его живой ракетой и поразить военную базу США на острове в центре Индийского океана острове. Другие уверяли, что на самом деле судно подверглось кибератаке из-за своего современного электронного оснащения. А третьи верили, что самолет просто-напросто столкнулся с неким сгустком энергии. Все это не находило подтверждений, но тем не менее фактически и не могло отрицаться. Одно было ясно наверняка: самолет разбился, ведь вскоре были найдены его первые мелкие обломки на берегу западной части Индийского океана. Туда их отнесло течением.
На острове Реюньон позднее нашли элерон-закрылок, маркировка которого подтверждала — это деталь того самого злополучного борта. Внимательно изучив характер повреждений, специалисты сделали вывод, что боинг не пытался приводниться, а просто рухнул в воду. Причины случившегося по-прежнему оставались неизвестны, а новые версии продолжали выдвигаться. Среди самых популярных числилось самоубийство пилотов и стороннее вмешательство. Второе предположение подкреплялось тем, что два пассажира взошли на борт по поддельным паспортам. Двое иранцев выдали себя за гражданина Италии и Австрии. Но следствие все же склоняется к версии, что их целью была эмиграция в Европу.
В 2020-м году в этой истории появилась новая догадка. Выяснилось, что за два дня до таинственного исчезновения судна капитану позвонила некая женщина. Она приобрела SIM-карту под фальшивым именем, как поступают многие преступники и террористы. Следствием сразу стала рассматриваться версия о связи членов экипажа с экстремистскими группировками, которая, впрочем, не нашла никаких подтверждений.
Затем детективов заинтересовал груз, находящийся на борту. Литий-ионные батареи весом 221 кг теоретически могли взорваться во время полета. Эта версия не исключается, но по-прежнему не дает объяснений странной траектории полета.
Летом 2018 года международная следственная группа выпустила официальный отчет, где призналась, что их попытки докопаться до истины оказались безрезультатными. Там было указано на «неопровержимый факт вмешательства», якобы некто отключил системы связи и вручную развернул самолет. С какой целью это было сделано и какова вероятность того, что это была ошибка так, и осталось загадкой. Что касается технической неисправности, то ее признали менее вероятной.
В 2022 году на острове Мадагаскар рыбак нашел новый фрагмент пропавшего самолета — часть створки шасси. Эксперты утверждают, что эта улика является практически прямым доказательством того, что Boeing 777 был умышленно направлен в Индийский океан, а в пилотской кабине на момент крушения находился, как минимум, один из пилотов.
Надежда умирает последней
Все пассажиры пропавшего боинга были признаны погибшими. Их семьям Malaysia Airlines в досудебном порядке выделило компенсации, от которых отказались около сорока семей. Они утверждают, что для них главное установление правды и наказание виновных. Но это окажется возможным только в случае обнаружения упавшего самолета. И, возможно, вскоре это удастся сделать. Накануне десятой годовщины крушения самолета министр транспорта Малайзии Энтони Лоук заявил, что «правительство твердо намерено найти MH370». Они уже включили в операцию морских роботов, которые ранее уже участвовали в поисках, а сегодня в разы усовершенствовались. Все это вселяет надежду на то, что рано или поздно главная загадка века наконец будет раскрыта.
Безусловно, эта история еще долго будет обсуждаться. 8 марта 2023 года на стриминговой платформе Netflix вышел документальный мини-сериал «MH370: рейс, который исчез». В трех эпизодах под названиями «Пилот», «Угон», и «Перехват» создатели проекта рассматривают основные версии произошедшего. В его разработке приняли участие бывшие руководители Malaysia Airlines, родственники жертв авиакатастрофы и многие эксперты, так или иначе связанные с трагедией.
Фото: Legion-Media.ru