Трудовое воспитание помогает формировать устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, развивает умение преодолевать трудности, формирует интерес к качественной работе. БФ «Гольфстрим» на опыте собственного проекта «Друг и наставник» рассказывает зачем родителям подростков с особенностями здоровья приучать их к труду.
В проекте сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» фонда «Гольфстрим», участвуют 2 категории подростков и молодых людей:
— подростки и молодые люди с ОВЗ, проживающие в семьях, находящиеся в процессе профессионального самоопределения.
— подростки и молодые люди с ОВЗ, проживающие в государственных организациях г. Москвы, находящиеся в процессе профессионального самоопределения.
В силу особенностей развития эти ребята имеют ряд специфических сложностей, как правило, они социально малоактивны, проявляют ограниченный интерес к новым знаниям, им проще справиться с тем, что уже знакомо и изучено. Инертность и пассивность проявляются во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в направлении профориентации. У многих из них существенно недоразвиты моторные и речевые функции, присутствуют нарушения эмоционально-волевой сферы, примитивность интересов, потребностей, мотивов. Всё это, безусловно, осложняет коммуникацию, накладывает некоторые ограничения на возможность выбора профессиональной деятельности, но, и является предметом пристального внимания родителей и педагогов! Понимая все эти сложности, процесс вовлечения подростка в мир профессий необходимо начинать задолго до того, когда проблема профессионального выбора становиться актуальной.
Успешное решение задач профильного обучения во многом зависит от того, насколько эффективно образовательные и социальные учреждения, в которых воспитываются ребята, взаимодействует с семьей. Семья оказывает глубокое влияние на личность ребенка. Близкими людьми, с раннего детства, закладываются основы его нравственности, определяются жизненные установки и отношение к трудовой деятельности. Ценностные семейные ориентиры, оказываются базовыми для профессиональной ориентации.
Несмотря на то, что и родители, и педагоги осознают потребность сотрудничества в вопросах профессионального самоопределения детей, они не всегда располагают апробированными методами и средствами совместных действий.
Проект профориентации «Друг и Наставник» как раз направлен на решение этих задач. В рамках проекта родители получают сведения о том, как важно не только направить интерес ребёнка, к выбранной деятельность, но и повсеместно, в быту, осуществлять подготовку детей и подростков к самостоятельной жизни.
И для этого следует:
- Формировать и закреплять навыки самообслуживания.
- Воспитывать дисциплинированность.
- Формировать уважительное отношение к труду, подкрепляемое примерами из жизни (родственники, друзья семьи, известные люди и т. д.).
- Использовать всевозможные стимулы с целью поощрить ребенка к проявлению трудовой инициативы, самостоятельности, помощи тем, кто в ней нуждается.
- Привлекать к выполнению посильной домашней работы (уборка, стирка, покупки, полив комнатных растений, уход за домашними животными, мытье посуды и т. д.).
- Обучать ведению домашнего хозяйства: готовить пищу, содержать дом в чистоте, ухаживать за одеждой и обувью, рассчитывать семейный бюджет и т. д.
- Обучать содержанию в порядке своего рабочего места (например, письменного стола со всеми учебными принадлежностями, рабочего уголка и т. п.).
- Выявлять различные интересы и склонности ребенка.
- Знакомить с трудовой деятельностью родителей, родственников, рассказывать, в занимательной форме о представителях различных профессий.
- Организовывать контроль трудовой деятельности ребенка.
- Помогать в выборе места профессионального обучения.
Трудовое воспитание помогает формировать устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, развивает умение преодолевать трудности, формирует интерес к качественной работе.
Подросток включённый в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результате их труда, происходит развитие высших психических функций, мелкой моторики, совершенствуется двигательная координация. В результате формируется трудолюбие, возникает потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
Благотворительный фонд «Гольфстрим» реализует программы комплексного сопровождения подростков и молодых людей с низкими стартовыми возможностями. Это основная категория на которую рассчитаны многие программы фонда. Сейчас благотворительный фонд «Гольфстрим» реализуем «Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник»».
Проект «Друг и наставник» нацелен на интеграцию Целей устойчивого развития — ЦУР №8 — достойная работа и экономический рост.
В рамках ЦУР №8 (8.3) проект содействует проведению ориентированной на развитие политики, которая способствует производительной деятельности, созданию достойных рабочих мест, предпринимательству, творчеству и инновационной деятельности, и поощрять официальное признание и развитие микро-, малых и средних предприятий, в том числе посредством предоставления им доступа к финансовым услугам.
К 2030 году (в рамках пункта ЦУР №8 — 8.6) существенно сократить долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков.
В рамках национальной цели развития сохранение населения, здоровья и благополучия людей в проекте особое внимание уделяется повышению в обществе значимости семьи с детьми, формирование ответственного родительства, развитие родительских компетенций.
Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
О БФ «Гольфстрим»
Благотворительный фонд «Гольфстрим» был создан в апреле 2011 года. За 12 лет фонд помог более чем 25 000 людям с самыми разными тяжелыми диагнозами и их семьям независимо от возраста, места проживания и гражданства, характера лечения и реабилитации.
Благотворительные программы фонда направлены, прежде всего, на детей и молодых людей с особенностями развития, а также членов их семей. Одна из основных задач фонда – продвижение темы социализации людей с ОВЗ, развития инклюзии через просветительскую деятельность. Главная миссия — работать для того, чтобы люди с особенностями развития могли чувствовать себя нужными и полезными в любых сферах жизни. Главная цель фонда – содействовать развитию инклюзивной культуры общества, в котором есть место каждому. Для этого эксперты благотворительного фонда разрабатывают и реализуют программы, позволяющие обеспечить бесконфликтную интеграцию людей с ОВЗ в любые сферы жизни современного общества.
Наша миссия — работать для того, чтобы люди с особенностями развития могли чувствовать себя нужными и полезными в любых сферах жизни. Наша главная цель – содействовать развитию инклюзивной культуры общества, в котором есть место каждому. Для этого мы разрабатываем и реализуем программы, позволяющие обеспечить бесконфликтную интеграцию людей с ОВЗ в любые сферы жизни современного общества.
golfstreamfond.ru — официальный сайт благотворительного фонда «Гольфстрим».