Когда я готовила этот материал, моя подруга, мама уже отучившегося студента консерватории, рассказала мне, как юмор «спас» на экзамене нервы ее сыну. Парень страшно переживал и, входя в экзаменационный зал, с такой силой рванул на себя, закрывая дверь, что ручка осталась у него в руке. С ужасом он посмотрел в сторону комиссии и спросил: «Что же теперь делать?» «Ради Бога не делайте больше ни чего, — сказал ему пожилой профессор истории музыки. — Только говорите, и все». Все как-то повеселели, Миша расслабился и в спокойной, доброжелательной обстановке успешно сдал свой госэкзамен. А вот чтобы открыть захлопнувшуюся «безручную» дверь, комиссии пришлось прождать больше часа, пока на их стук и крики не пришли из других аудиторий.
Вообще, комических ситуаций, связанных со сдачей экзаменов, не перечесть. И, кстати сказать, французские психологи утверждают, что именно юмор снимает на экзамене 70% стресса. Ведь в чем состоит самая большая сложность экзамена? Не в количестве полученных знаний, не в их недостатке, не в симпатии или антипатии к предмету/преподавателю и даже не в боязни вытащить шпаргалку. Самое большое психологическое «неудобство» доставляет нам непосредственно процесс экзаменационного тет-а-тет. Это и есть то, пресловутое, «одиночное плавание», где каждый сам за себя. Только в художественных образах красиво звучит «и один в поле воин». А вот на экзамене… Поэтому смех в данной ситуации и является спасительной и просто необходимой разрядкой перед дуэлью под названием «Я и экзаменатор».
Между прочим, чисто человеческий аспект отношений с преподавателем (если, конечно, речь не идет о вступительных экзаменах) — во многом залог будущей отметки. «Мы, ведь, прежде всего люди, — говорит преподаватель одного из столичных лицеев. — И экзаменационный период для нас — отнюдь не из легких. Объективность оценки зависит от многих факторов. Ведь кому-то может не повезти, и он вытащит тот единственный билет, который не знал, а кому-то, прогулявшему целую четверть, наоборот, попадется то, что он успел просмотреть. Поэтому львиная доля экзаменационной оценки для меня напрямую зависит от работы ученика в течение всего года». Принимая экзамены у своих студентов, автор этой статьи и сама готова сознаться в том, что видит перед собой, прежде всего, личность. Так что старая школьная формулировка «учитель — тоже человек» проверена временем и потому справедлива.
Между черной кошкой и часом «Х»
А теперь о тех, кто «переживает» экзамены пуще самих экзаменуемых, а именно — о родителях. Ведь от них во многом зависит то, станет ли время подготовки для ребенка плодотворным периодом осознанной работы или превратится в сплошную, выматывающую нервы гонку. Послушаем психологов:
*
Не нужно давить ребенку на психику! Если вы не владеете изучаемым предметом настолько, что можете помочь, не давайте советов, как именно надо учить материал. У каждого из людей своя собственная «методика» запоминания, связанная с особенностями памяти и характера, а также с любовью или нелюбовью к тому или иному предмету.
*
Не требуйте отличных результатов по тем дисциплинам, с которыми ребенок был не в ладу в течение всего года; постарайтесь настроить и себя, и ребенка на среднегодовую оценку — тогда не будет «сюрпризов».
*
Ни в коем случае не нападайте на него с упреками, если первая полученная оценка оказалась ниже, чем предполагалось. Это может привести к нервному срыву и, кроме того, сказаться на последующих результатах.
*
Никогда не говорите подростку: «Подумаешь — экзамен, у тебя еще их в жизни масса будет! Если из-за каждого переживать…» Подобное «легкое» отношение не поможет ему расслабиться. Скорее всего, ваши сын или дочь подумают, что вы просто слишком далеки от его забот, чтобы всерьез воспринимать его волнение.
*
Многие дети, а особенно подростки, в период ответственных испытаний становятся непомерно мнительными. Даже если раньше они подшучивали над числом 13 и черной кошкой, то теперь ищут объяснения самым невероятным мелочам. Такая повышенная чувствительность объясняется так называемым «переключением сознания» — это естественная реакция нервной системы на стресс, который не нормален для организма. Поэтому для сохранения общего равновесия в период подготовки к экзамену стоит вместе с ребенком как бы заново «пережить» те события, которые уже однажды вызвали положительные эмоции в его сознании. У каждого они свои: может быть, совместный просмотр полюбившегося фильма, а может, просто «вечер любимого анекдота». Ведь, оказывается, ничто так не мобилизует, как позитивная энергетическая «зарядка» в момент общей «унылости и опостылости» (по выражению одного студента).
Это интересно!
*
Дайте возможность взрослеющему человеку почувствовать собственную ответственность за то, что происходит в его жизни. Позволяйте ему самому проявлять инициативу, учить так, как ему удобнее, следовать своим привычкам. Ведь за один (два, три) месяца можно «сломать» сложившийся стереотип работы, но новый, увы, создать невозможно.
Я знаю одну молодую женщину, кандидата наук, скоро — доктора. Так вот ее семейство в лице родителей, бабушки и младшего брата в полном смысле этого слова находилось на грани психологического срыва во время всей сдачи Наташей экзаменов. Дело в том, что запоминание происходило исключительно под «Реквием» Моцарта. Можете себе представить обстановку в доме, где регулярно звучит подобная музыка?! «Слава Богу, кандидатский минимум положил конец этому музыкальному „испытанию“, — поделилась со мной немало пережившая на своем веку бабушка. — А то бы пришлось и взаправду оркестр приглашать!»
И о хлебе насущном…
Далеко не последнюю роль в успешном исходе экзамена играет то, в какой физической форме находится ученик. Хороший аппетит, спокойный сон (в достаточном количестве!) — самый благоприятный фон для умственных перегрузок. К тому же это как раз та область, где родительская опека более чем уместна. Примерно за месяц до экзаменов в рацион старшеклассника хорошо бы включить так называемое красное мясо, различные сухофрукты, орехи, молочно-фруктовые коктейли, сезонные фрукты, особенно киви. Что же до шоколада, столь почитаемого молодежью, перегружать им организм не стоит. 4-5 кусочков в день вполне достаточно и для мозга, и для желудка. То же можно сказать и о витаминах. Массированная атака организма пищевыми добавками в максимально короткий срок — очень опасное увлечение. Подростковые диетологи из Европы (Франции, Англии и Австрии) утверждают, что это приносит 100-процентный вред, так как они абсолютно не усваиваются организмом, а сразу переходят в так называемый балласт, не способствующий ни повышению работоспособности, ни укреплению памяти.
Теперь — о сне. Если ваши сын или дочь любят заниматься в вечернее время и даже до поздней ночи, не стоит лишать их в экзаменационный период этой возможности, загоняя в кровать ровно в 22.00. Внутренняя организация нервной системы подростка такова, что его энергетический подъем может вполне приходиться на вечер, а точнее, на период с 19 до 23 часов. Следовательно, и утром не стоит будить его, чтобы пораньше засадить за учебник. Разумнее дать поспать (максимум до 10 утра), а потом, если есть такая возможность, предложить ему заняться спортом, отвлечься. Любые занятия, в сумме превышающие 8 часов дневного времени, оказываются бесполезными.
Послесловие: Каждый экзамен — это определенного рода риск. А, как известно, кто не рискует… Экзамен — это не только проверка на прочность или испытание силы воли. Это еще и удивительное чувство удовлетворенности, победы над собой. Те самые огонь, вода и медные трубы, через которые нам приходится проходить постоянно, но без которых нет чувства полноты жизни. Научить ребенка получать удовольствие от затраченных усилий — важнее, чем суметь добиться от него блестящих результатов на экзамене. Пусть ради этого и придется пережить малоприятные мгновения. Так что… ни пуха вам ни пера!
Фото: Getty Images