Художественный руководитель театра Наталия Касаткина рассказала о том, как балерины готовятся к спектаклям, есть ли категоричные «нет» в рационе танцовщиц и что помогает им в 40 лет выглядеть на 20.
Woman.ru: Не секрет, что каждый спектакль требует невероятной подготовки. Сколько часов в день балерина в среднем проводит у станка?
Наталия Касаткина: Именно у станка – буквально полчаса. Балетный класс состоит из станка и середины, а полностью весь экзерсис идет 75 минут. Мы держимся за станок, чтобы иметь возможность корректировать движения и свое тело, и, когда выходим на середину класса, оно уже готово к тому, чтобы делать вращения и прыжки, не держась за станок.
Woman.ru: По сути для балерины ее тело – рабочий инструмент…
Наталия Касаткина: Совершенно верно! Дальше идут репетиции, здесь каждый раз по-разному. Если балерина готовится к спектаклю, она репетирует еще 3-4 часа, отрабатывая конкретные движения. В день спектакля – только экзерсис, потом отдых и разогрев уже перед самим выступлением. В Большом театре я занималась у Марины Тимофеевны Семеновой, и она подстраивала класс под балерину, которая в этот день танцевала главную роль, чтобы ей вечером уже нужно было только немножко разогреться.
Woman.ru: Развитие балетного театра происходит буквально у вас на глазах. Среднестатистический день артиста балета изменился за годы или существует какая-то отработанная схема?
Наталия Касаткина: Естественно, вносятся коррективы. В каждом театре день проходит по-разному, в зависимости от репертуара. Бывают промежутки, когда нет спектаклей, и классы становятся учебными – мы отрабатываем движения для будущих спектаклей, вводим новые составы. Но в целом схема одна.
Woman.ru: А как быть, если душа просится в балет, а очевидного таланта нет?
Наталия Касаткина: Сейчас очень много балетных школ, где развивают девочек не для того, чтобы они потом вышли в Большой театр на главную роль, а чтобы они просто имели красивую фигуру, красиво двигались – это очень полезно! Если нет серьезных физических противопоказаний, я советую родителям отпускать девочек – и мальчиков! – в такие школы. При нашем театре есть школа – дети участвуют в наших спектаклях, и только некоторые из них потом переходят в профессиональную академию, которая готовит к большой сцене. Наши детки участвуют в «Щелкунчике», «Гадком утенке», «Золушке», «Маугли» и всегда рвутся на сцену – иногда на сцене слишком много детей, потому что все, кто репетировал, хотят выйти.
Woman.ru: Какой совет вы бы дали юным танцовщицам и их мамам, на что обратить внимание в первую очередь, если ребенок серьезно настроен танцевать?
Наталия Касаткина: В первую очередь важно, чтобы не было противопоказаний в плане здоровья. Балет – это невероятное счастье, но вместе с тем и серьезный труд, поэтому, если здоровье не позволяет, можно просто загубить ребенка. Если же со здоровьем все в порядке, хорошо бы посоветоваться с кем-то из профессиональных танцовщиц, чтобы определить данные: важны хороший подъем, выворотность, форма ног, даже сама фигурка. Сами родители, если никогда не занимались, не смогут этого определить. Но окончательно формируется тело у девочки только после 12 лет.
Woman.ru:Получается, что в детстве могут быть большие надежды, а в переходном возрасте происходит сбой?
Наталия Касаткина: Такое может быть, но бывает и так: фигура у подростка расплывается, но данные-то никуда не делись, и школа продолжает работать, и потом к выпуску, а иногда и после выпуска, девушка снова приобретает изящные формы. Мы это называем «девичья пухлость» – при хороших данных она может пройти. Но если тяжело справиться с такой особенностью, то тогда, конечно, надо уходить. В общем, получается, что балет – это довольно жестокое искусство (смеется), но большего счастья я не знаю. Наше искусство в себя включает все: вдохновение, красивые костюмы, декорации, свет, сцена, зрители, которые нас поддерживают… Мы не просто слышим музыку, она у нас в теле. Говорят даже, что люди, которые ходят на балет, сами становятся немного здоровее: они видят, как балерина летает на сцене, и тело начинает откликаться. Появляется желание расправиться, походка становится легче. Вот такой интересный эффект!
Woman.ru: Есть ли у вас какой-то личный секрет поддержания формы, который может пригодиться нашим читательницам, которые восхищаются балетом только из зрительного зала?
Наталия Касаткина: Купите кукольный сервиз, и ешьте из него все, что вы любите – никаких диет! Но маленькими порциями. Первое время будете есть каждые полтора-два часа, потом организм привыкнет, и вы будете питаться 3-4 раза в день, желудок будет уже приспособлен к такой порции, и больше и не захочется, а удовольствия будет столько же, как от целой тарелки борща или мяса с картошкой.
Woman.ru:То есть запретов нет – можно себя баловать, но по чуть-чуть?
Наталия Касаткина: Не то что баловать – организму требуются самые разные продукты, но все должно быть в меру. И мясо, и овощи, например, очень полезны танцовщикам. Я вот не люблю сладкое, но есть девочки, которые жить без него не могут – пусть едят на здоровье, просто важно не заменять обед тортом, а кусочек можно и съесть. Придерживайтесь правила кукольного сервиза – это и удовольствие, и польза.
Я, например, до сих пор по утрам ем совсем чуть-чуть, выпиваю немного чая или кофе, а потом – только к вечеру, во время работы – ни в коем случае. Но это все очень индивидуально, важно найти свой собственный режим.
Woman.ru: Для спектаклей приходится наносить внушительный слой грима, сказывается ли это на состоянии кожи?
Наталия Касаткина: Нет, если грим хорошего качества. Это очень важно, и сейчас такая возможность есть, у нашего художника-гримера огромная палитра высочайшего качества, театр об этом заботится. Бывает, конечно, что грим противопоказан, тогда надо лечиться от аллергии. Но ничего вредного в нем нет: более того, мы снимаем грим маслами, которые только улучшают качество кожи. И обратите внимание, балерины в 20 и в 40 выглядят одинаково. Это потому, что кожа подтягивается от того, что мы много занимаемся и двигаемся. А ее внешний вид улучшается за счет качественной косметики и ухода.
Woman.ru:В новогодние каникулы Театр классического балета традиционно показывает «Щелкунчика», но в этом году зрителей ждет еще и премьера балета «Кракатук». Как родилась идея поставить новую версию всеми любимой сказки Гофмана и в чем заключается особенность этого прочтения?
Наталия Касаткина: Балет «Кракатук» рассказывает зрителям историю происхождения Щелкунчика. Эту идею нам предложил замечательный композитор Эдуард Артемьев. У него были заготовки музыки, он дописал все, оркестровал, и теперь у нас есть красивый выразительный балет. Еще не поздно купить билеты на премьерные показы в Большом театре, которые пройдут 11 и 12 января 2020 года! Надеюсь, и дети, и взрослые будут довольны, ведь наш девиз – «Все жанры, кроме скучного». Мы стараемся все спектакли делать понятными – и классические, и авторские. И эта постановка скучной не будет.