Наша лексика день ото дня обогащается новыми словами, значение которых в отдельных случаях удивительно для обывателя, а вот для творческой личности, во всем ищущей способов самовыражения, логично и понятно. Например, буккарвинг, что переводится с английского языка как резьба по книгам, (книга + резьба), и означает процесс создания из книжного материала удивительных композиций.
То, что начиналось как простое увлечение, переросло в нечто большее – один из видов современного искусства, когда многостраничные бумажные манускрипты под рукой мастера превращаются в оригинальные объемные шедевры, вызывающие палитру чувств и эмоций у окружающих – от полного неприятия и осуждения до искреннего восхищения.
Однако стоит признать, что это один из способов вдохнуть новую жизнь в печатный продукт из бумаги, который с годами теряет популярность среди населения в связи с появлением технологических новинок – букридеров, планшетов и так далее, заменивших старую книгу в добротном переплете. Ну и, конечно, возможность создать из пыльного, забытого на дальней полке чтива, поразительный индивидуальный экспонат для дома, а может и для галереи.
Немного о процессе
Для создания книжных скульптур не требуется особенного материала и инструментов, достаточно скальпеля, пинцета, ножниц, специальных ножей, клея, лака, красок и воды. Из такого минимального набора одинаковых материалов и инструментов, вдохновленный идеей мастер способен создать самобытный и неповторимый продукт.
Буккарвинг не имеет единой технологии, он отличается множеством индивидуальных практик, использующих книгу в качестве строительного материала для создания арт-объекта и, таким образом, традиционная книга превращается в креативные предметы в виде скульптур, часов, люстр, фоторамок, подвесок для мобильных телефонов. Что такое буккарвинг для настоящего мастера? Популяризация книжной культуры.
Признанные мастера и особенности их творчества
Занятие резьбой по книгам набирает обороты и стремительно популяризируется во многих странах мира. В большинстве случаев, это хобби, требующее наличия трех составляющих, таких как терпение, трудолюбие, аккуратность. Но для некоторых лиц с художественной фантазией и креативным мышлением – основное занятие в жизни, приносящее не только удовольствие, но и мировое признание.
Фото прекрасных работ таких мастеров размещены в печатных изданиях, ими можно любоваться в интернете, а сами произведения увидеть «вживую» на выставках современного искусства. Познакомимся с самыми известными мастерами, каждый из которых имеет свой уникальный стиль.
- Начнем с родоначальника буккарвинга — современного художника Брайана Деттмера из Атланты. Ему первому пришла в голову идея преобразовывать старые книги в новые интересные формы, а в основу его первых работ легли система Брайля, с использованием для чтения выпуклых точек при слепоте, и азбука Морзе. Причудливые творения от Брайана мир впервые увидел в 2005 году. С тех пор мастер не прекращает экспериментировать с прочими материалами и техниками и является создателем многоуровневых скульптур, путем склеивания газетных и книжных листов. Филигранно орудуя пинцетом и хирургическими инструментами, он добивается новой формы словесного содержания и визуализации художественного слова, облачая его в изумительные бумажные одежды уникальных книжных скульптур. Деттемер, пропагандирующий новый подход к устаревшим предметам, признан лучшим среди мастеров данного вида искусства. Под его рукой они меняют первоначальную информативную роль на отражение идей творца.
- Еще одним ярким представителем направления является Сью Блэквелл из Великобритании – профессиональный художник, дизайнер и уникальный человек, делающий невероятные композиции с персонажами из сказок. Наиболее мастер тяготеет к героям произведений Ганса Христиана Андерсена, которые оживают в ее скульптурных произведениях и знакомят нас со сказочными историями. Сью обладает безграничной фантазией и техническим мастерством, позволяющими ей из плоских картинок создавать трехмерное изображение. Миниатюрные диаграммы она вырезает из книжных страниц и склеивает, потом подсвечивает с помощью деревянных коробочек или стеклянных витрин. Использование подсветки – личный почерк мастера, который позволяет придать реалистичности сказочным сюжетам и окунуть зрителя в мир детства. С героями композиций Сью — веселыми, забавными, смешными и грустными, можно встретиться на выставках. Например, с работами мастера имели честь ознакомиться все желающие в 2006 году в Лондоне.
- Нельзя не упомянуть Николаса Галанина с Аляски, который с детских лет впитывал знания по искусству резьбы, полученные от мастеров севера, включая его отца. Николас профессиональный дизайнер с университетским дипломом, создающий ювелирные изделия. Но не они прославили мастера, а книжные скульптуры. Особой известностью пользуется серия 3-D портретов под названием «What Have We Become?», материалом для которой послужили старые сборники и справочники. Это своеобразный месседж человечеству о влиянии книг на формирование личности, о том, что человек способен оставаться самим собой в любых обстоятельствах. Объемные лица из толстенных томов поражают воображение своей реалистичностью и самобытностью.
- Интересный подход к буккарвингу у художницы Кайли Стиллман, творчество которой основано на природной тематике. Путем необычной метаморфозы бумага как бы возвращается в исходное природное состояние – древесину. Из старых книг она делает композиции из растений, деревьев и животных. Методом резьбы по книге Стиллман создает панорамные изображения из растительного и животного мира, с филигранной точностью воссоздавая каждую деталь. Книжные скульптуры с данной тематической направленностью – визитная карточка мастера.
- Интерес к себе вызывают и работы канадского творца Гая Ларами, посвященные горам. Это цветные книжные скульптуры из нескольких томов, обычно словарей или энциклопедий, которые благодаря творческой фантазии Гая трансформируются в горные плато с соответствующим ландшафтом. Использование красок придает горным пейзажам реалистичности и торжественности, а скульптурная монументальность порождает размышления на вечные темы. Тем более что сам автор позиционирует свои работы как процесс перерождения горных завалов ненужных книг в настоящие горы. Такая самобытная концепция привлекает к ним внимание общественности.
Есть ли минусы у буккарвинга? С традиционной точки зрения на книги, как источник знаний, лучший подарок, и так далее, – да. Но совсем не обязательно пользоваться для работы редкими экземплярами книг, есть достаточно много старых справочников или подобных им изданий, которые зачастую либо пылятся на полках, либо сдаются в макулатуру.
А ведь многие современные галереи мира готовы выставлять подобные скульптуры и популяризировать в массах буккарвинг как искусство, поэтому, однозначно резьбе по книгам быть и развиваться.