Инцидент был засекречен, и информация о нем не была обнародована сразу. Только спустя годы люди узнали подробности того страшного дня.
Хроника событий
Ближе к 17 часам сотни москвичей столпились у входа на станцию метро, вокруг которой было несколько заводов и других учреждений. Для разгрузки станции дежурный решил включил дополнительный эскалатор — это делалось каждый будний день.
Внезапно тот начал двигаться с нарастающей скоростью. Люди, стоявшие на нем, в ужасе падали друг на друга, кричали и катились вниз.
По подсчетам, общий вес пассажиров эскалатора составил 12 тонн. Под такой тяжестью люди получали серьезные травмы. Очевидцы рассказывали, что у основания эскалатора скопилась груда тел, многие были в крови. А наверху в это время еще никто не знал о случившемся, и люди продолжали ступать на «сумасшедший эскалатор».
Кошмар длился ровно 110 секунд, после чего бегущую лестницу удалось остановить. Этого времени хватило для того, чтобы унести жизни восьми человек и на всю жизнь травмировать около 30.
Из-за шока вход на станцию закрыли только в 17:35, а к платформе продолжали подъезжать поезда. Пассажиры шли мимо, слыша стоны раненых, кто-то старался помочь пострадавшим.
Позже выяснилось, что у эскалатора сломалась одна из ступенек, а все прочие из-за этого оторвались от двигателя и полетели вниз под весом толпы. Тормоза, предназначенные для торможения эскалатора, не сработали. А ведь станция была совсем новой: открыта в канун нового 1980 года, за два года до трагедии. А тормозное оборудование модернизировали всего за год до случившегося.
Молчание властей и народная молва
Больше всего поражает, что трагедия никак не освещалась в СМИ. Только в газете «Вечерняя Москва» на следующий день вышла короткая заметка. В ней сухо сообщалось об аварии на «Авиамоторной» и наличии раненых.
Но по городу ползли слухи о произошедшем, порой преувеличенные. Говорили, что погибло несколько сотен человек. Что пол на станции залит кровью и не отмывается (мрамор там от природы красноватого оттенка). Что люди проваливались в машинное отделение под эскалатором. На самом деле, большинство из них погибло и пострадало из-за давки. Те же, кто пытался забраться на хрупкую пластиковую балюстраду эскалатора, действительно проваливались на 2 метра вниз, но выжили и получили неопасные для жизни травмы.
Причины трагедии: официальная версия
Станция была закрыта на три недели для устранения поломки. Рабочие трудились круглосуточно, ремонтируя эскалаторы и прочие механизмы. Когда после окончания работ «Авиамоторная» вновь открылась для пассажиров, многие еще долго обходили роковую станцию стороной и пользовались наземным транспортом.
Точное число раненых и погибших долгое время оставалось неизвестным. Почти через год Верховный суд РСФСР официально заявил о восьми погибших и тридцати серьезно пострадавших. Причиной аварии была признана неисправность тормозов на эскалаторах, установленных за год до происшествия. При этом она возникла из-за неправильного режима эксплуатации тормозной системы.
События того трагического вечера оставили глубокий след в истории метро и заставили пересмотреть систему технической безопасности на станциях.
Фото: ТАСС