Женское обрезание — это культурный обычай, предусматривающий частичное или полное удаление наружных половых органов или другое их повреждение по немедицинским причинам. Эта варварская традиция вне любой религии — ни в одной священной книге нет призыва поступать таким образом с женщинами. Еще до возникновения ислама практика существовала в Древнем Египте, распространившись затем на территории Аравийского полуострова и кое-где в Индонезии.
Как и мужское обрезание, женское символизирует начало взрослой жизни и является посвящением в полноценные члены общества. Процедура в основном проводится совсем маленьким девочкам до наступления полового созревания.
И все же основной целью хирургического вмешательства является «усмирение» женщины. В обществах, практикующих традицию, считается, что после процедуры она становится добропорядочной, верной и менее темпераментной.
У некоторых африканских народов клитор считается вместилищем зла и порока, а значит, его необходимо удалять.
До недавних пор медицинское сообщество оставляло почти без внимания существование женского обрезания, поскольку процедура почти не затрагивает представительниц прекрасного пола, которые воспитываются в западных традициях. Однако если говорить об общей картине мира, то статистика потрясает. По данным ЮНИСЕФ, в мире живет около двухсот миллионов женщин, которые подверглись той или иной форме операций на половых органах. Еще примерно три миллиона ежегодно становятся жертвами практики.
На данный момент этот обычай признан нарушением прав и свобод женщин на международном уровне.
Даже в тех странах, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребенка (1990 год), не допускающую любые формы обрезания и квалифицирующую процедуру как сексуальное насилие над детьми, она продолжает практиковаться. В 2012 году ООН приняла резолюцию, запрещающую обычай, ставящий под угрозу физическое и психическое здоровье. На деле же мало что изменилось.
В основном обрезание практикуется в глухих деревнях, зачастую с помощью нестерильных приборов. В некоторых случаях это даже не скальпель, а обычное лезвие, которое используют много раз. По словам экспертов, это может быть одной из причин распространения ВИЧ. Традиция существует во многих странах Африки, в некоторых пакистанских, индийских, палестинских, филлипинских и австралийских деревнях, в диких племенах Амазонки и нескольких общинах Колумбии, Эквадора, Панамы и Перу. По некоторым данным, калечащие операции на женских гениталиях проводятся и в некоторых районах Дагестана и Чечни. Обычай процветает и среди эмигрантов, переехавших в Европу, США и Канаду.
Виды женского обрезания
ВОЗ описывает следующие типы данного хирургического вмешательства:
- Клиторидэктомия — частичное или полное удаление клитора, а иногда — только складки кожи, которая его окружает. Кстати, даже в недалекие 1950-е годы эта процедура использовалась в западной медицине для лечения женской истерии, эпилепсии, нимфомании и меланхолии
- Удаление клитора и малых половых губ
- Инфибуляция — удаление клитора и малых половых губ и сшивание больших половых губ. При этом оставляется маленькое отверстие для мочеиспускания и выхода менструальной крови. Чтобы ткань зарубцевалась, ноги девочек связывают на десять — четырнадцать дней.
Сомалийская топ-модель, а ныне писательница и правозащитница Варис Дирие так описала свой трагический опыт в книге «Цветок пустыни: «Я обнаружила полоску кожи, совершенно гладкую, если не считать идущего посередине шрама, вроде застежки-молнии. И эта «молния» была плотно застегнута. Мои половые органы были запечатаны накрепко, и ни один мужчина не сможет проникнуть туда до моей первой брачной ночи, когда муж либо разрежет эту преграду ножом, либо просто разорвет руками».
Перед началом половой жизни и во время родов иногда приходится делать рассечение. Самый варварский тип женского обрезания практикуется в Сомали, Нигерии, Эфиопии, Мали, на севере Судана и в Джибути.
При этом матери сами приводят дочерей на процедуру, которая проводится в атмосфере строжайшей секретности. Хирургические вмешательства, как правило, делаются либо пожилыми женщинами, назначенными для этой миссии, либо обычными акушерками. В некоторых общинах операция может проводиться просто родственниками, а иногда и парикмахерами, которые, бывает, используют для этого бритвенные принадлежности. Практика осуществляется специальными ножами, ножницами, скальпелями, бритвенными лезвиями. В особенно глухих деревнях (в основном, африканских) используются осколки стекла. Если обрезание делает не врач, то ни о каком обеззараживании и обезболивании речь вообще не идет.
Риски для здоровья
Калечащие операции на женских гениталиях имеют серьезные последствия для здоровья девочек и женщин. Степень тяжести осложнений зависит от типа процедуры, навыков «хирурга», чистоты инструмента и санитарных условий, в которых выполняется обрезание. Немалую роль играет и общее состояние здоровья девушки. Самые плачевные последствия бывают после проведения инфибуляции, но риски есть и при первых двух типах.
Гинеколог Аида Акбиева утверждает, что в условиях антисанитарии, в которых зачастую проводятся операции, риск возникновения воспаления или заражения крови (сепсиса) огромен. «Опасность для здоровья женщины может также возникнуть от неумелых рук оперирующего. Зачастую это человек без медицинского образования, не говоря о том, что это не врач. Если в момент процедуры травмировать близлежащие артерии, запросто может возникнуть кровотечение. После хирургического вмешательства рана может долго заживать, что чревато образованием выраженных рубцов и кист. Могут беспокоить сильные постоянные боли, что впоследствии приводит к депрессиям», — поведала медик.
Действительно, по данным ВОЗ, непосредственные осложнения включают отек половых органов, лихорадку, кровотечение, инфекции, проблемы с мочеиспусканием, повреждение окружающей ткани, болевой шок и даже смерть.
«Они стали жертвами обрезания, погибли. Чему же тут удивляться, если вспомнить, в каких условиях совершается операция. Что поистине удивительно — это то, что хоть кто-то из нас выжил!» — писала Варис Дирие.
Женское обрезание может стать причиной бесплодия, осложнений во время родов и многих других заболеваний.
Как жить дальше?
Вдобавок ко всему, у женщины пропадает функция первичного «полового ответа». Психолог, сексолог, эксперт сети по обучению женщин сексуальным техникам «Тренинг-центр «СЕКС.РФ» Наталья Романовская замечает, что клитор является самой чувствительной эрогенной зоной на теле женщины и отвечает за физиологическое возбуждение и выделение смазки. Соответственно, любой половой акт автоматически становится болезненным.
«Если говорить о психологическом состоянии женщины, которая подверглась подобной операции, то оно равно шоку от пережитого сексуального насилия. Ущерб, который наносит удаление клитора здоровью женщины, огромен: от посттравматического синдрома, психоза и фантомных болей до потери интереса к жизни, — рассказывает Наталья. — Отсутствие чувствительности половых органов и какой-либо сексуальной активности (и заинтересованности в ней) в итоге может привести женщину к глубокой депрессии. При этом удаление клитора не делает женщину бесполой, она по-прежнему полноценна в любом смысле этого слова».
Психолог напоминает при этом: «Отсутствие клитора не мешает женщине достигать разрядки. Сексуальная самооценка строится не только на способности получать оргазм, но и дарить его партнеру».
Ситуация в России
Полтора года назад в СМИ началась шумиха, вызванная опубликованным в открытом доступе докладом правозащитной организации «Правовая инициатива», в котором рассказывалось о женском обрезании в Дагестане. Судя по документу, горные районы республики оказались на одном уровне с наиболее отсталыми регионами Африки.
Автор доклада, Саида Сиражудинова, обнародовала информацию, согласно которой калечащие операции на женских половых органах до сих пор делают андо-цезские и аварские народы, а также встречаются единичные случаи в Чечне.
В то же время кандидат политических наук не отрицает, что половина дагестанцев вообще никогда не слышала об этой проблеме.
На вопрос о том, не требуется ли принятие специального закона, защищающего девочек от калечащих операций на гениталиях, нам ответил защитник Коллегии адвокатов города Москвы «Новый Арбат» Александр Манухин. Юрист заявил, что за последние три года никто из его коллег не сталкивался с подобного рода обращениями: «Раз в кулуарах данную тему не поднимают, очевидно, что статистика по таким деяниям в правоохранительных органах отсутствует. Более того, статьи, существующие в действующем уголовном кодексе, включают в себя различные степени вреда, и принятие дополнительных законов не требуется». По словам Александра, женское обрезание — это, скорее, проблема старшего поколения, потому что новых случаев не зарегистрировано.
К слову, Саида Сиражудинова признает, что тема женского здоровья в горных районах Дагестана до сих пор остается табуированной. «Напрямую столь деликатные вопросы задавать бессмысленно — не отвечают. Эту традицию стараются сохранить, уберечь, не допустить вторжения чужих. С посторонними такие темы не обсуждают, скажут, что ничего об этом не знают», — рассказала Сиражудинова в одном из интервью. Именно поэтому большинство опрошенных «Правовой инициативой» гинекологов, судмедэкспертов и сотрудников органов опеки не знали о существовании в республике практики женского обрезания.
Тем не менее после бурной дискуссии, развернувшейся в обществе после публикации документа, муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев высказался в пользу традиции: «Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась. <…> Если бы это было применительно ко всем женщинам, это было бы очень хорошо. Женщину Всевышний создал для того, чтобы она рожала детей и их воспитывала».
Он также указал на то, что в некоторых населенных пунктах в Дагестане действительно практикуется обрезание. Зампред совета муфтиев Рушан Аббясов опроверг слова коллеги: «Можно с уверенностью сказать, что женское обрезание — скорее, этническая традиция, в основном присущая африканским народам, возможно, имевшая какие-то ритуальные обоснования, являющиеся совершенно чуждыми исламской идеологии». Сотрудники прокуратуры Дагестана не нашли подтверждения информации о проведении калечащих операций на половых органах девочек в республике. После этого Генпрокуратура начала расследование, которое пока еще не завершено.
Все это наталкивает нас на мысль о том, что женщины просто не хотят, боятся или не считают нужным обращаться в правоохранительные органы.
К сожалению, для многих из них увечья — это не преступление, а обычай, который необходимо соблюдать. Представительницы прекрасного пола готовы сохранять практику и передавать ее следующим поколениям.
На эту тему в свое время высказалась Хиллари Клинтон, заявившая, что нельзя оправдывать женское обрезание традициями. «Есть много обычаев, которые когда-то существовали в разных регионах мира, но сейчас считаются неприемлемыми. Если называть вещи своими именами, это нарушение прав человека», — отметила политик.
С каждым годом больше?
По словам Дианы Гурцкая, председательницы комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты, факт, что прокуратура Дагестана не нашла подтверждений практикующемуся в республике женскому обрезанию — «яркий пример халатного отношения к возложенным обязанностям».
В то же время их европейские и американские коллеги то и дело сталкиваются подпольными «хирургами», которые выполняют калечащие операции на женских половых органах. Так, одно из самых громких недавних дел — дело врача Джуманы Нагарвалы, которая на протяжении двенадцати лет практиковала обрезание в Детройте. Причем девочек к ней привозили из разных штатов. Медик отрицает свою вину, заверяя, что всего лишь выполняла религиозный обычай индийской секты Дауди Бохра, в которой она состоит. Если ее вина будет доказана, то ей грозит пожизненное лишение свободы. В США запрет на женское обрезание действует с 1996 года.
Калечащие операции на женских половых органах — это обычай, отражающий глубоко укоренившееся гендерное неравенство. Без сомнения, это форма дискриминации в отношении женщин, а также нарушение прав детей и прав человека на физическую неприкосновенность и свободу от пыток.
На данный момент ключевая цель — не только защитить маленьких девочек, находящихся в зоне риска, но и обеспечить безопасность будущих поколений. «Если нынешние тенденции сохранятся, то к 2030 году еще большее число девочек будет ежегодно подвергаться таким операциям, учитывая высокие коэффициенты рождаемости и значительную долю молодежи в общей численности населения в большинстве стран, где широко распространена такая практика», — предупреждает генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Совсем скоро, шестого февраля, будет Международный день полной нетерпимости к женскому обрезанию, который впервые отметили в 2012 году. Хочется надеяться, что мировое сообщество продолжит прикладывать максимум усилий для искоренения традиции калечащих операций на женских гениталиях, а девушки, пережившие это хирургическое вмешательство, найдут в себе силы открыто говорить об этой проблеме.