Каждый школьник знает три буквы, которые способны заставить сердце выпрыгивать из груди. Родители тоже, кстати, в курсе этого страшного явления не понаслышке. Естественно, речь идет о ЕГЭ и ОГЭ.
Как только школьник переходит в выпускной класс, то покой в доме исчезает. Помимо вопроса «Куда поступать?», возникает наиболее сложный — «Как сдать ЕГЭ?»
Не секрет, что многих пугает не сам экзамен: знания в голове, действительно, могут быть на высшем уровне. Тревогу вызывает сам процесс, который, во-первых, утомляет, а во-вторых, пугает.
Сначала необходимо выстоять перед школой на торжественной линейке, чтобы услышать свою фамилию и номер аудитории, в которой предстоит писать экзамен. Затем нужно пройти серьезную проверку на входе с помощью металлоискателя. А после в течение нескольких часов нужно под прицелом камер наблюдения вспомнить все, чему учили в школе. Или не учили?
Мы пообщались с выпускниками и их родителями, которые уже прошли этап экзаменов и теперь могут поделиться своими впечатлениями.
Учитель отговаривал сдавать сложный экзамен: «А оно тебе надо?»
Анастасия сдавала ЕГЭ в Волгоградской школе.
— Ну начнем с того, что еще на моменте подготовки к экзаменам по большей части мне пришлось самой штурмовать все учебники и пособия. Особенно это касается экзамена по литературе. Все всегда говорили, что он самый сложный, и даже учителя пытались отговорить меня его сдавать. По факту из моего класса литературу выбрали только двое — я и еще одна девочка. Ради нас учитель не стала заморачиваться и организовывать спецкурсы. До сих пор помню ее фразу: «А оно тебе надо?» Я сказала, что этот экзамен мне необходим для поступления в ВУЗ, и в итоге учитель просто дала мне сборник с тестами для самостоятельной подготовки.
Не понимаю учителей, которые вместо поддержки, наоборот, пытаются запугать и отговорить от экзамена. Они же прекрасно должны понимать, что мы и так все переживаем.
В общем, на помощь мне пришли онлайн-курсы на YouTube и сайты с пробными вариантами экзамена. В таких случаях главное самоорганизоваться и надеяться только на себя, если учителя отказываются помогать.
Я поставила себе цель хотя бы перейти порог по баллам. И у меня это получилось.
Наблюдатели заходили в туалет и следили: «Опачки, что это мы тут делаем?»
Дарья сдавала ОГЭ в Одинцово.
— Я сдавала ОГЭ по русскому и математике в чужой школе. Некоторым везет, и они остаются в своей, но не мне. На входе был металлоискатель, но он вроде как был нерабочий. Нас сопроводили до нужного кабинета, где, естественно, висели камеры наблюдения, которые тоже как будто были не включены. Просто для устрашения.
В процессе самого экзамена не могу сказать, что за нами сильно следили учителя-наблюдатели. До туалетов, да, сопровождала женщина, но в само помещение она не заходила. Можно было выходить из класса много раз.
В момент, когда только начался экзамен, был страх не успеть или забыть что-то написать. В школе нас запугивали: «За вами будут следить. Вы никак не спишите».
В принципе, обстановка была нормальная. Не было такого, что над тобой стоит надзиратель и смотрит. Женщина, которая была наблюдателем, сидела на своем месте, мы спокойно писали, а когда нужно было выйти, то поднимали руку и отпрашивались.
Но когда я сдавала биологию в другой школе, то там была другая история. Женщина, которая сопровождала до туалета, она прям зашла внутрь и начала проверять. Я считаю, это вообще ненормально. Естественно, девочки, которые там стояли, что-то списывали. А она заходит и такая: «Опачки, что это мы тут делаем?» Не знаю, дошло ли это куда-то выше или нет, но такое было.
В этой школе в целом была достаточно устрашающая обстановка. Какие-то тетки злые сидели, но камеры, кстати, тоже, по-моему, были выключены.
«Это как рулетка, даже обладая знаниями, произойти может что угодно».
Елизавета писала ЕГЭ в Калужской школе.
— К ЕГЭ я в целом готовилась постепенно, равномерно, немного уставала, так как для сдачи выбрала, помимо основных, историю и обществознание. Также в этом списке был английский, но потом я передумала, потому что чётко выбрала ВУЗ, где он не нужен. Но и немного останавливала система, потому что все пугали, что сдать сложно.
Я также сдавала внутренние экзамены в ВУЗ, поэтому могу сказать, что система с внутренними экзаменами мне понравилась намного больше.
Насчет ЕГЭ. Честно, не знала ничего по истории, кроме ВОВ, поэтому занималась с репетитором просто для того, чтобы у меня было понимание о системности дат и событий. С обществознанием было проще: знания были. Но с одними знаниями далеко не уедешь, особенно во второй части, нужно знать, что конкретно оценивается в задании, что писать, чтобы не потерять баллы.
Сдача экзамена прошла спокойно, хоть и были металлоискатели, и в какой-то степени это давит психологически. В туалет сопровождали, но внутрь никто не заходил и не следил. Однако я очень много времени уделила подготовке, что под конец уже так устала, что на ЕГЭ пару моментов и вовсе напутала.
В целом система неидеальна на 100%. Не могу сказать, нужно ли её убирать или просто доработать. Но точно скажу, что это как рулетка, даже обладая знаниями, произойти может что угодно, да и система оценивания вообще очень странная и непонятная. Хотя она выглядит логичной, но в реальности — субъективное мнение проверяющих. Что касается апелляций: иногда это вообще нереальная история, в которую лучше не лезть.
У нас одна девочка вообще не сдала профильную математику с первого раза, хотя знания у неё были не липовые, и разбиралась она лучше всех, что сыграло роль — не знаю, возможно, волнение.
Я сдала хорошо, в ВУЗ поступила, особо сильных сложностей не испытала, в том числе и психологических. А в ВУЗах преподаватели вообще достаточно скептически относятся к ЕГЭ, многие считают, что данная система порождает отсутствие знаний, а также учит мыслить шаблонно и системно.
Мы поговорили со Светланой, мамой выпускницы, которая наблюдала за тем, как ее дочь готовилась к экзаменам.
— После всех этих ЕГЭ мы выдохнули всей семьей, будто тоже сдавали экзамены. Конечно, сложно видеть, как твой ребенок днями и ночами пытается что-то заучить, переживает за эти ЕГЭ, а ты никак не можешь помочь, потому что тоже переживаешь не меньше.
Вообще непонятно, зачем ввели эту сложную систему. Да еще и впихивают туда с каждым годом все больше обязательных предметов. Слышала, что это предотвращает коррупцию в университетах, мол, все поступают по своим честно заработанным баллам на ЕГЭ, но в любом случае остались заведения, где есть внутренние экзамены. Тут надо либо их отменять везде, чтобы абсолютно все поступали по результатам ЕГЭ, либо как-то дорабатывать систему.
Кому понравится, когда твой ребенок сначала целый год безвылазно зубрит учебники, ходит к репетиторам по каждому предмету, потому что то, чему учат в школе, недостаточно — об этом говорят и сами учителя. А потом еще на трясущихся ногах едет на сам экзамен, как на смерть. Сложно объяснить детям, что на этом жизнь не заканчивается. Это просто форма проверки знаний, хотя даже язык не поворачивается это так назвать. Сплошная нервотрепка.
Все эти истории объединяют некоторые факты. Так, например, то, что знаний, которые предоставляют в школе — не всегда достаточно. Родители должны дополнительно оплачивать репетиторов, чтобы их дети могли написать ЕГЭ без проблем.
К чему эти запугивания отключенными камерами и металлоискателями? Будто и так переживаний не хватает.
В общем, будем надеяться, что в ближайшем будущем система хотя бы немного смягчится, и школьники будут терять меньше нервных клеток перед экзаменами.
Еще больше новостей в нашем
Фото: Legion-Media,