Ребенок не хочет ни читать, ни слушать, как мы ему читаем. А может, ему это и не нужно?
Это едва ли не самая модная сейчас точка зрения на детское чтение. Если раньше родители, которым лень было читать своим малышам про Чебурашку и Мэри Поппинс, испытывали некоторую неловкость, то теперь они наконец вздохнули с облегчением. Если раньше родители 10-летних ужасались тому, что их детей не заставишь читать ни про Тома Сойера, ни про Гарри Поттера, ни хотя бы про монстров, то теперь получили право расслабиться и они.
Здесь следует уточнить: я имею в виду только тех родителей, которые сами приучены читать с детства и не забросили это занятие во взрослом возрасте. Те, кто сами книгу в руки не брали и не берут, никаких угрызений совести из-за своих нечитающих чад, разумеется, вообще не испытывали.
А читающие – испытывали. Но теперь перестали. Потому что им наконец объяснили, что дети теперь совсем другие, чем были двадцать лет назад. Причем эту свежую мысль донесли до родителей не какие-нибудь недоучки, а уважаемые – действительно уважаемые, со множеством серьезных научных работ — детские психологи. И в общем спорить трудно – действительно, дети сильно изменились за последние годы. Причем не только в плохом, но и в хорошем смысле.
Например, они не умеют играть ни в казаки-разбойники, ни в квачика, потому что целыми днями сидят, уткнувшись в гаджеты. Зато легко находят любую необходимую информацию, мгновенно выявляют в ней главное и понимают, как ее следует использовать для своих нужд. И примеры такого рода по линии «лучше – хуже» можно множить до бесконечности. Дети другие, навыки у них другие, а главное, им в жизни пригодятся совсем другие навыки, потому что постоянно возрастает скорость жизненных перемен. Нам непонятно, какие профессии останутся актуальными через каких-нибудь пятнадцать лет, а вы тут с Томом Сойером! Чем поможет ребенку ориентироваться в стремительно обновляющейся действительности знание о том, как увлечь ровесников покраской забора? Он не будет забор красить и увлекать этим никого не собирается.
Зато он собирается ежедневно находить свое обновленное место в ежедневно же обновляющемся мире. Он просто вынужден будет это делать, иначе не выжить. И как ему приобрести этот загадочный навык – способность к постоянному самообновлениею? Так вот, на самом деле не такая уж это и загадка. Этот навык воспитывается множеством способов, один из которых – чтение. Не с целью получения информации (или не только с этой целью), а ради того великого процесса, который называется работой воображения и который именно чтением воспитывается в самой большой мере. Я бы даже сказала, что лучше способа вообще не придумано. Человек читает про приключения пиратов или капитана Немо, потому что ему интересно, а тем временем в его мозгу происходят сложнейшие процессы образования новых нейронных связей, и это обеспечивает ему развитие в том самом направлении, которое необходимо для его полноценного будущего.
Так научите же его получать удовольствие от книжки про пиратов. Будьте терпеливы, и у вас обязательно получится научить его этому, даже если сначала, и не раз будут опускаться руки. Когда-нибудь ребенок спасибо вам скажет за то, что вы не поддались модному поветрию и помогли ему стать полноценной личностью, то есть обеспечили ему место в будущем.
А заодно и себя порадуете: будете иметь со своим ребенком общие ценности, а это немало. Очень немало.
АННА БЕРСЕНЕВА (Татьяна Сотникова)
comments powered by HyperComments