Сегодня женщины спасают людей, погружаются в глубины океана, даже летают в космос, а ведь были времена, когда правами был наделен исключительно мужчина, а женщина была приложением, обеспечивающим комфорт в быту и рожающим детей.
На то, чтобы женщины добились равноправия, ушли десятилетия. Прабабушкой российского феминизма стала Анна Шабанова.
На календаре 1880 год. Российский император Александр II наконец-то подписал указ, разрешающий женщинам самостоятельную врачебную практику. С этого момента они могли носить специальный нагрудный знак, который выделял их в медицинской иерархии. Этот знак был очень важен, ведь он подчеркивал статус женщины-врача и обязывал мужчин-фельдшеров слушаться женских распоряжений. Идея знака тоже принадлежала Анне Шабановой, но до того момента ей пришлось пройти долгий путь борьбы.
А начала его Шабанова с желания стать врачом в стране, в которой главным образованием для женщин оставался институт благородных девиц, а доступ к высшему образованию был чем-то запредельным. К тому моменту 23-летняя выпускница смоленского частного пансионата для девочек приехала в Москву сдавать экзамены на аттестат зрелости по программе мужских гимназий.
За плечами у девушки была не только уверенность в своих знаниях, но и изученный от корки до корки роман Чернышевского «Что делать?». Писатель тонко поймал настроения в обществе и вложил в произведение всю боль русского народа.
«В жизни больше встречается женщин, чем мужчин, умных от природы. Женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к развитию, и мотивы стремиться к развитию. Это объяснение достаточное», — говорила героиня романа — учредительница швейной мастерской Вера Павловна Розальская, и под этими словами были готовы подписаться тысячи женщин по всей стране.
Принадлежавшая к первому поколению русских женщин, получивших приличное среднее образование, Анна примкнула к Ишутинскому кружку. Руководил им Николай Ишутин, а сторонники грезили идеями Чернышевского: устраивали террористические операции, но при этом строили мастерские, открывали бесплатные школы и библиотеки для детей из малообеспеченных семей, боролись за женские права, за доступ к высшему образованию. Именно это направление стало делом Шабановой.
К 1857 году в женских школах стали появляться программы, отдаленно напоминавшие гимназические. До этого момента считалось, что девочек и девушек надо учить манерам, а не наукам. Но уже спустя шесть лет Министерство народного просвещения впервые отправило запрос в университеты, можно ли допускать женщин к экзаменам? Только два вуза оказались «за» — Киевский и Харьковский.
Шабанова со свой стороны тоже заваливала университеты письмами с требованием допустить женщин до экзаменов.
Но после покушения на Александра II многие члены кружка были раскрыты: всего было арестовано 2 тыс. человек, 32 были осуждены. Каракозова повесили, Ишутин сошел с ума в Шлиссельбургской крепости, а ни в чем не виновную Шабанову после шести месяцев в одиночной камере выслали обратно в Смоленск, где она продолжила свою просветительскую деятельность. Этот опыт стал для нее очень важным, больше она не вступала ни в какие революционные кружки.
Бороться за права в рамках закона было очень непросто, и единственным действенным способом, которым пользовались женщины, мечтавшие о свободе, был фиктивный брак.
Многие решались на такой шаг: отдавая мужу приданое, получали отдельный вид на жительство и отправлялись учиться в заграничные университеты. Часто за такие браки приходилось платить очень дорогую цену, если фиктивный муж отказывался от договоренностей. Сама Шабанова идти подобным путем не собиралась и объединяла вокруг себя сторонниц, мечтавших учиться в университете.
Число желающих получать образование было впечатляющим. К маю 1868 года 400 подписанток обратились с письмом на имя ректора петербургского государственного университета, среди них были Евгения Конради, Мария Трубникова и Надежда Стасова. А курировал прошение заведующий кафедрой ботаники Санкт-Петербургского университета Андрей Бекетов (дед Александра Блока). Дело было важное и без влиятельного мужчины в нем не обойтись.
Министр народного просвещения Дмитрий Толстой пошел навстречу женщинам и спустя год в Петербурге открылись Аларчинские курсы. Там читали лекции по русскому языку, физике, математике, химии, ботанике, географии и педагоги. Вскоре аналогичные курсы заработали во Владимире и Москве. Но несмотря на официальный статус, карьера врача, юриста или гимназического преподавателя женщинам оставалась недоступна.
Перед Шабановой стояла задача не просто получить образование, а начать работать. Она остро нуждалась в деньгах — ее семья давно разорилась. За образованием Анна отправилась в Финляндию, где поступила в университет, но обнаружила, что врачебная деятельность во всем мире считается «не женской работой».
В прогрессивных странах, вроде США, принимались обучать женщин врачебному делу, но вуз то и дело сотрясали скандалы. Профессор Гарварда Эдвард Кларк всерьез предупреждал публику, что получив высшее образование, женщины будут страдать от увеличения мозга, слабого тела и несварения желудка.
Подобные глупости никогда не останавливали Шабанову. В Финляндии она проучилась два года, и это было непростое время. Каждое лето приходилось возвращаться в Россию, чтобы заработать денег. Только в 1872 году, когда умерла ее мать, Анна вернулась на родину окончательно и поступила на первые курсы «ученых акушерок» при Медико-хирургической академии. После их окончания женщинам разрешалось заниматься врачебной практикой.
Курсы велись по сокращенной программе светилычетыре года. Было решено, что женщинам не нужно преподавание древних языков, а курсы хирургии, нервных и глазных болезней были сокращены в пользу акушерства, гинекологии и детских болезней.
Преподавали женщинам настоящие легенды — Иван Сеченов, Николай Склифосовский, Антон Красовский и Карл Раухфус. Но после окончания учебы слушательницы могли получать лишь временные свидетельства о прохождении учебы. К тому же, их имена не вносились в список врачей, имеющих право на свою практику.
Эта юридическая неопределенность ставила женщин-врачей в полную зависимость от случая и произвола чиновников. Выпускницы попадали на места акушерок и фельдшериц, да и то лишь благодаря своей настойчивости.
Шабанова, специализировавшаяся в области педиатрии, после окончания курсов в качестве исключения была назначена ассистентом главного врача детской больницы принца Петра Ольденбургского профессора Карла Раухфуса. Параллельно она читала курс гигиены в женских гимназиях и в Смольном институте, вела частную практику, а еще боролась с бюрократией, пытаясь добиться разрешения на врачебную практику для всех женщин.
Все свободное время «модный врач» Шабанова, а именно такой статус она заслужила за свою позицию, посвящала общественной деятельности и искоренению несправедливости. В 1887 году Анна потребовала разрешить женщинам-врачам работать ординаторами при госпиталях. Затем, в 1880-м, предложила ввести для женщин нагрудный знак с аббревиатурой «ЖВ» — женщина-врач.
Это было настоящим прорывом, ведь подобный знак сразу поднимал женщину в медицинской иерархии. Только благодаря ему врачи-фельдшеры соглашались исполнять полученные указания. То есть, формально удостоверялся приоритет образования над полом. Эта идея неожиданно пришлась по душе императору Александру II. Но всего через три года министр внутренних дел Дмитрий Толстов попытался сдать назад, упразднив женский статус до «ученых акушерок», тем самым формально понизив их в медицинской иерархии.
Принять и смириться с подобным положением дел было невозможно. И снова Шабанова взяла ситуацию в свои руки. Она добилась встречи с министром двора Илларионом Воронцовым-Дашковым и передала ему докладную записку с объяснением, почему женщины-врачи не могут принять этот статус.
«Умаляющий их профессиональные достижения и не соответствующий действительности», — говорилось в документе.
Спустя месяц справедливость восторжествовала, и решение Толстого было отменено. Шабанова называла это событие «победой над самым могущественным министерством России».
До открытия Женского медицинского института, ставшего первым в Европе, оставалось 14 лет. А пока прабабушка российского феминизма, занялась обустройством больниц для детей из малоимущих семей. В Гатчине возглавила лечебницу для хронически больных малышей, занялась приморскими санаториями и борьбой с туберкулезом.
До начала 1900-х Шабанова вместе с соратницами устроила в Петербурге женское общежитие, детский сад (его она курировала лично), библиотеку, кассу взаимопомощи и центр трудоустройства.
Но точечные решения не помогали искоренить проблему, нужно было действовать глобально и исправлять положение дел в масштабах империи. Так Шабанова подключилась к борьбе за избирательные права для женщин. А чтобы продемонстрировать власти количество заинтересованных, было решено провести первый женский съезд, но из-за цензуры и массы запретов от идеи пришлось отказаться.
«Равноправки», как называли себя участницы общества, не оставили идею со съездом, а спустя месяц Николай II вдруг подписал манифест об учреждении в России Государственной думы. Так появилась надежда на участие в выборах.
Шабанова и «равноправки» боролись не только за право голоса, но и решали не менее важные другие проблемы. Право женщин на раздельное проживание с мужем, отдельный паспорт, участие в земельном самоуправлении.
В 1908 году съезд все-таки состоялся.
«Единственным средством для того, чтобы женщина сделалась реальной силой в общественной и государственной жизни, может служить организованное женское движение», — писала Шабанова.
Он шел шесть дней, и такого столица еще не видела: в город со всей страны приехали 1053 делегатки. Анкетный опрос участниц показал, что большинство участниц происходили из российской разночинной интеллигенции. Средний возраст был выше 30 лет, большинство имели образование. Было подписано множество документов, а отметили успешное событие на банкете газировкой.
В 1912 году Шабанова была назначена вице-президентом Всеобщего женского союза во имя мира, а в 1913-м получила такой же пост в Международном совете женщин. Даже во время Первой мировой она не оставляла свою политическую деятельность, успешно совмещая ее с работой в больнице.
Активно к женскому вопросу Шабанова вернулась в 1917 году. 19 марта по улицам уже Петрограда прошла грандиозная 40-тысячная манифестация петербургских женщин с требованием равных политических прав. Возглавляла колонну 75-летняя Анна Шабанова.
Временное правительство прислушалась к требованиям и избирательное право было закреплено без признака пола. Так была поставлена точка в оформлении равных политических прав женщин.
Спустя год женские организации по решению большевиков упразднили, наступало время классовой борьбы. В ней Анна Шабанова участия не принимала и до своей смерти, до 1932 года, работала старшим врачом для приходящих в Больнице Раухфуса.
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru