Когда нужно воспитывать ребенка? Автор мирового бестселлера «После трех уже поздно» Масару Ибука считает, что чем раньше, тем лучше. Хотя это вовсе не означает, что если вы не думали об этом в первые три года, то все пропало. Развитием детей заниматься никогда не поздно!
НИКОГДА НЕ РАНО
На самом деле ребенок даже до рождения уже «пригоден» к общению, он считывает настроение и чувства матери через… гормоны, поступающие в кровь пуповины. Маленький ребенок только кажется несмышленым. До трех лет — этап активнейшего впитывания информации со всех сторон. Ребенку не нужен язык и богатый лексический запас, чтобы формировать предпочтения, иметь любимые стихи, книжки с картинками, музыку, даже людей. Но период раннего детства часто недооценивается родителями, они заботятся о физическом комфорте малыша, не догадываясь, что его огромные резервы восприятия «простаивают», остаются пустыми, точнее, заполняются не тем, чем впоследствии родители захотели бы их наполнить.
ЛЮБОВЬ И ИНТЕРЕС
У нас довольно часто под ранним развитием подразумевается посещение с малышом уроков, занятий, групп и т. д. Но раннее развитие не происходит по расписанию занятий групп, например по вторникам и пятницам с 11:00 до 11:45. Оно происходит в режиме нон-стоп 24 часа в сутки, даже когда младенец спит. Потому что если он спит в своей кроватке, в темноте, под тихую-тихую музыку Моцарта — это одно дело. А если за полночь он просто «выключается» и падает в манеже, уткнувшись носом в игрушки, — у него будет совсем другая жизнь. Раннее развитие — это философия родителей, когда все время, проведенное вместе, засчитывается, а каждый день — открытие, пусть крошечное: раскрывшийся цветок, муравьиные дорожки на дереве, раскрывающийся в чае листик, новый вкус, новое ощущение, новый орнамент. Из этих мелочей складывается способность наблюдать, видеть интересное, чувствовать свою принадлежность к миру и интересоваться им. Вот и Эйнштейн говорил: «Я вовсе не самый умный, я просто очень любознательный».
А ЧТО ПОСЛЕ ТРЕХ?
Не надо обольщаться: если активно заниматься ранним развитием, то после трех все равно не расслабишься, наоборот! Как раз начнется процесс социализации ребенка, где обретенный опыт начнет проявляться, осознаваться и будет опорой малышу — или не будет, если этот опыт очень беден. Учиться и познавать мир и свое место в нем предстоит всю оставшуюся жизнь. Так что от родителей требуется океан терпения и понимание, что вся жизнь ребенка — и до трех лет, и после — это тот самый процесс познания.
ДЕДУШКИН БУДИЛЬНИК
Известна легенда (а скорее всего, правдивая история) из детства автора книги: будущего инженера очень интересовало устройство будильника. После долгих попыток малыш с трудом его разобрал и с изумлением обнаружил, что металлические потроха в виде колесиков, шестеренок, винтиков и прочих прекрасных мелочей не просто не соединяются в стройную систему, производящую ритмичные звуки, но и вообще не влезают в круглый корпус часов. Терпеливый дед ждал, пока мальчик сообразит, как все это собрать.
Но все же пришлось купить новый будильник. Его постигла та же участь. Третий, четвертый, а может быть, пятый будильник все-таки будущему инженеру удалось восстановить. Вы готовы к этому? Настоящее развитие протекает именно так.
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ МАЛЫША?
МУЗЫКА
Детям особенно полезна классика, это факт, но никто не мешает слушать с ребенком вашу любимую музыку. Следите за реакцией малыша, у него может быть свой вкус, пойте ему и вместе с ним, показывайте, как извлекаются звуки из музыкальных инструментов.
РИСОВАНИЕ
Ближе к году ребенок с наслаждением будет рисовать с помощью пальчиковых красок. Создайте безопасное для вашего спокойствия и имущества пространство для детского творчества.
ЛЕПКА
Когда вы поймете, что он пытается изобразить, что ему интересно, можно покупать пластилин и кинетический песок. Пришло время для создания новых форм и объемных фигур!
ЧТЕНИЕ
Даже самым маленьким нужны свои книжки — пусть без букв, только с картинками. Это традиция. Малыш видит, как этим пользуются и как это здорово, так прививается любовь и интерес к чтению.
АЗБУКА
Раньше трех лет редко получается научить ребенка читать, да и нужно ли? Пытаться искусственно сделать из ребенка вундеркинда — неблагодарное дело. Прислушивайтесь и наблюдайте — и подхватывайте его интерес, не превращая при этом его в культ.