Ровно за год до выхода в прокат «Матильды» Алексея Учителя стараниями ряда экстремально православных организаций и депутата Натальи Поклонской вокруг фильма поднялась шумиха, или, если употребить ставшее за это время крайне модным словечко, хайп, который раньше не снился ни одной картине Учителя.
Воинственно настроенные сторонники добрачной целомудренности Николая II выходили на молитвенные стояния под лозунгами «все вы врёте!», врезались на автомобилях в кинотеатры, рассылали угрозы их руководству, поджигали студию режиссера коктейлями Молотова… В результате конфликт стал одним из самых обсуждаемых событий года. А стоила ли овчинка выделки? Мы в редакции УзнайВсё.рф посмотрели фильм и решили разобраться во всем вместе с читателями
В картине немало технических диковинок того времени – кинокамера, мотоцикл, фейерверки и даже пыточный аквариум, в котором пришлось посидеть герою-ревнивцу Данилы Козловского. Все ярко и пышно, средств на визуальную составляющую не пожалели. Например, фильм начинается со сцены коронации в Успенском соборе, однако, на самом деле это декорация с колоссальной площадью в 1296 квадратов, возведенная на бывшем петербургском военном заводе.
Работа художника по костюмам вызывает не меньшее уважение, чем труд декораторов: 10-метровые мантии, роскошное серебристое платье Александры Федоровой, идеально сидящий царский мундир, нарядные камзолы придворных, а также костюмы для массовки, которой в той же на сцене коронации насчитывалось более 500 человек. Сцене коронации чуть уступает масштабностью эффектный эпизод с крушением поезда, полет на воздушном шаре и балет на сцене Мариинского театра (в отличие от Успенского собора, настоящего).
Но все это, увы, не более чем красивая оболочка для костюмированного «мыла». Надежды на торжественное вставание российского кино с колен в балетном па под звуки симфонического оркестра улетучиваются с первых минут – с кульминационной сцены, вынесенной режиссером в начало.
Кшесинская тайком пробирается в собор и выкрикивает ласковое прозвище Николая II (от которого под конец фильма у нас началась нервная чесотка). Услышав заветное «Ники!», царь от избытка чувств падает в обморок, корона приземляется на пол с драматичным звуком. Все ахают и охают, а царь лежит на полу в отключке и мечтает о поцелуе с Матильдой. Видимо, не дождавшись помощи от придворных, он встает и водружает корону на голову. Если эту сцену нельзя назвать апофеозом пошлого пафоса, то что тогда можно?
Все поступки в этом грандиозном фильме, они… мелкие. Мелкое бунтарство Матильды: «Зачем нас так фотографируют? У нас же не публичный дом!», – и послушно идет фотографироваться вслед за кордебалетом. Но, конечно, Матильда не такая, как остальные балерины. Чтобы подчеркнуть свое отличие, она надевает на голову корону Царевны Лебеди. Но этот поступок тут же пресекает директор театра (Евгений Миронов). Намек на 1917 год или на грядущий провал поездки балерины на социальном лифте?
Мелкая зависть – главная соперница Матильды Кшесинской, итальянка Пьерина Леньяни, тайком ослабляет её лямку лифа, чтобы опозорить Матильду перед высшим светом и наследником престола. Но эффект получается противоположный – в какой-то момент лиф спадает с левой груди балерины, заставляя прекрасную половину зрительного зала стыдливо отводить глаза. Николай, до этого равнодушно наблюдавший в бинокль за танцем, напротив, оживляется. Да-да, это первый «чекпойнт» сюжета – Николай II влюбился. Влюбился, несмотря на то, что давеча сказал, как отрезал: «Я люблю Аликс!» [будущая императрица Александра Федоровна]. Крепкое царское слово, оно такое.
И вот тут мы сталкиваемся с главной проблемой «Матильды»: ключевая сюжетная линия, любовная, она тоже – мелкая. Отнюдь не «Любовь ставшая легендой и изменившая Россию», как обещали трейлеры. Все, что мы видим – это вожделение прекрасного тела Михалины Ольшанской с одной стороны и попытки помешать чужой свадьбе с другой. В одной из сцен героиня Луиза Вольфрам, та самая Аликс, вопрошает: «Что такого есть в тебе, чего нет во мне?». И действительно – что?
Нет, возможно, по задумке Учителя, чувства возникли по другой причине – Николая тронула смелость, с которой Матильда преодолела неловкость момента и продолжила танцевать. Может, именно это побуждает его привести ее в свой шатер, где нас ждет очередная демонстрация того, что она, Матильда, не такая – отвергает подарок, бросив «Это вы никогда не сможете забыть меня. И никого вы не сможете полюбить так, как меня!» (впрочем, следующая их встреча все равно закончится в постели). Но вывод зритель делает такой – цесаревич поменял мнение как флюгер при виде обнаженной женской груди и игривого взгляда. В этот момент даже начинаешь сочувствовать Поклонской – ну не заслужил Николай II такого отношения.
Разворачивающиеся страсти вокруг балерины – тут и граф Воронцов (Данила Козловский), в буквальном смысле одержимый Матильдой, и влюбленный в нее князь Андрей (Григорий Добрыгин), и царская охрана во главе с полковником Власовым (Виталий Кищенко) – почти не оставляют места дилемме, вставшей перед Николаем: любовь или корона, чувства или долг? Он мнется, ходит вокруг да около, но так и не отмечается ни единым смелым поступком, хотя Ларс Айдингер сыграл хорошо, нивелировав 15-летнюю разницу в возрасте со своим героем.
За развитием событий в «Матильде» вообще наблюдать довольно трудно. Невзыскательные диалоги, стерильные ракурсы, стремительно меняющиеся обрывочные сцены. Много не влияющих на сюжет персонажей и сцен: пытки Воронцова, спиритический сеанс, какие-то откровенно шарлатанские ритуалы. А в финале все скатывается к погоням с препятствиями, картинному героизму и неочевидным разве что школьникам символам грядущих кровавых перемен. Круг пошлости замкнулся.
Наталья Поклонская оказала «Матильде» противоречивую услугу. Ее кампания против фильма наверняка войдет в учебники по пиару. Без скандала фильм вряд ли собрал бы столько зрителей (в первый день касса фильма составила почти 40 миллионов). Но в таком случае «Матильда» не стала бы разочарованием для всех, кто шел на сеанс с мыслью: «Ну-ка, вокруг чего столько шума-то?», и заняла бы достойное место в середнячковом сегменте.
«Матильда» оказалась плоха не тем, чего так боялась Наталья Владимировна. Просто Алексею Учителю не стоило заниматься блокбастеризацией нашей истории. Недавний пример с «Викингом» с Козловским доказал, что у нас, в отличие от Запада, такой сценарий не работает. Слишком противоречива наша история, чтобы спекулировать на искаженных фактах, выдавая действительное за желаемое.