70-летняя Мерил Стрип — нетипичная актриса. Не красавица в голливудском понимании, но обладательница изысканной внешности и невероятной природной харизмы. Знаменитость мирового масштаба, предпочитающая жить в глуши. Работяга и рекордсмен по количеству номинаций на «Оскар», при этом верная супруга, многодетная мать и ответственная домохозяйка. Ни единого пятна в биографии. Настоящий образец для подражания.
Кажется, что сценарий жизни актрисы писал возвышенный идеалист.
Однако мало кому известно, что много лет назад все было иначе: потеряв любимого мужчину, Мерил и сама не хотела жить…
Служебный роман
Мэри Луиза Стрип с малолетства знала, что хочет посвятить свою жизнь актерскому искусству. С отличием окончив колледж Вассар по специальности «Драма», начинающая актриса получила грант на обучение в Драматической школе Йельского университета.
Через три года она покидала образовательное учреждение не только с новыми знаниями, но и именем: девушка взяла псевдоним Мерил Стрип и именно с ним в 1974 году отправилась покорять Бродвей.
Талант 25-летней актрисы признали сразу: ей доставались главные роли в самых громких театральных постановках.
Одна из таких принесла Мерил не только очередную порцию славы, но и любовь. В 1975 году начались репетиции спектакля «Мера за меру» к Нью-Йоркскому Шекспировскому фестивалю. Стрип получила в постановке главную роль, а ее партнером по сцене стал 40-летний Джон Казале — знаменитый киноактер, прославившийся на весь мир как Фредо Корлеоне из фильма «Крестный отец».
Искра между артистами вспыхнула сразу, и они не стали сопротивляться чувствам.
Отношения развивались стремительно: уже очень скоро Мерил и Джон стали жить вместе в районе Трайбека в Нью-Йорке. Со стороны казалось, что эти двое очень разные: она — молодая театральная актриса, он — кинозвезда, она не по годам рассудительная и серьезная, он чересчур застенчивый и добродушный. 14-летняя разница в возрасте влюбленных также не смущала: у них было очень много общего, в отношениях царили любовь и полное взаимопонимание.
Джон стал для Мерил первой большой любовью, в то время как у него за плечами уже был брак. Причем действующий… Однако чувства были так сильны, что штамп в паспорте не мог удержать Казале. Более того — актер сделал Стрип предложение, сказав, что как только появится первый большой перерыв между съемками, он оформит развод и поведет ее под венец. В актерской среде об их отношениях ходили легенды: нельзя было представить более идеально подходящих друг другу людей. Их любовь казалась безграничной.
Вместе до гроба
Джон стал для Мерил проводником в мир кино. В 1975-м он привел любимую на пробы в фильм «Кинг-Конг». Увы, внешность актрисы не понравилась продюсеру картины Дино ди Лаурентису: мужчина не сдержался и, перейдя на итальянский, обозвал Стрип свиньей. Можете себе представить лицо Лаурентиса, когда актриса ответила ему на том же языке: «Мне очень жаль, что я разочаровала вас».
Мерил с достоинством вышла из ситуации, однако эмоционально была раздавлена.
Джону стоило большого труда убедить любимую сходить еще на одни пробы — в картину «Джулия». На этот раз все прошло удачно: Стрип утвердили на второстепенную роль. Кинодебют оказался успешным: актрису заметили и пригласили в фильм «Охотник на оленей» — на этот раз на главную роль. Еще и вместе с Казале. Джон и Мерил были счастливы проводить столько времени вместе: жить, гулять, работать, репетировать. В те дни они много мечтали о будущем, представляли долгую и счастливую жизнь вместе. Однако у судьбы были свои планы.
В самом начале съемок «Охотника на оленей» Джону стало плохо. После обследования актеру был поставлен смертельный диагноз: рак легкого четвертой стадии (Казале был заядлым курильщиком). Болезнь прогрессировала, съемки оказались на грани срыва. Продюсеры, опасаясь за будущее картины (и деньги, конечно), хотели уволить Джона, но настойчивость режиссера и угрозы Мерил покинуть съемочную площадку вслед за любимым не позволили этого сделать. Ради Казале был изменен график съемок: все сцены с актером перенесли на начало, чтобы он успел их отыграть. Мерил постоянно находилась с Джоном, поддерживала во всем, верила, что ему еще можно помочь.
«Я ни разу в жизни не встречал такой преданности одного человека другому, как было у Джона и Мерил. Ее любовь к этому человеку была безгранична», — вспоминал Роберт де Ниро, также снявшийся в фильме «Охотник на оленей».
И действительно: Мерил отдавала всю себя, старалась вселять в любимого надежду, в то время как сама не знала, откуда ее брать. «Мой мужчина ужасно болен и иногда, как сейчас, находится в больнице. О нем прекрасно заботятся, и я тоже стараюсь не стоять без дела, не опускаю руки. Но я все время переживаю, хотя делаю вид, что все в порядке. Это выматывает умственно, физически и эмоционально сильнее, чем любая работа, которую я когда-либо делала», — признавалась Стрип в письме своему театральному преподавателю.
После «Охотника на оленей» у Мерил близился второй проект — сериал «Холокост», съемки которого проходили в Австралии. Стрип видела, что Казале становится все хуже, но не полететь не могла: в этом случае, согласно контракту, актриса должна была выплатить крупную неустойку, а таких денег у нее не было. Джон убедил любимую в том, что она должна поехать — не только из-за контракта, но и потому, что это важно для ее карьерного роста.
Так, Мерил в первый (и последний) раз сделала нелегкий выбор между работой и личной жизнью. Стрип улетела, а Казале остался в Нью-Йорке. Верная себе, актриса снималась с полной отдачей, но мысли о доме ее не покидали. Мерил понимала, что Джон как никогда нуждается в ней, и ничего не могла с этим поделать.
Вернувшись через несколько месяцев, Стрип едва узнавала любимого мужчину: Казале угасал.
Мерил до последнего верила, что Джон сможет победить недуг, и ради нее он держался, терпел тогда, когда терпеть уже не было сил. Три месяца актриса провела у кровати возлюбленного, стала его сиделкой. Все надежды на счастливое будущее рухнули в один миг, когда, произнеся «Все хорошо, Мерил», Джон закрыл глаза и больше их уже не открыл. Актера не стало 12 марта 1978 года.
С тех пор Стрип не могла избавиться от чувства вины. Проект, ради которого актриса оставила любимого, в том же году собрал множество наград. Так, Мерил была удостоена статуэтки «Эмми» как лучшая актриса. Однако, возненавидев этот сериал, она не пришла за наградой.
Эпистолярный роман
Смерть Джона подкосила Мерил. В квартиру, в которой она провела два счастливейших года, она возвращаться не могла — каждый предмет напоминал о любимом мужчине, что было для нее невыносимым испытанием. По другой версии, из квартиры актрису выгнала законная супруга Казале. Как бы там ни было, Мерил оказалась на улице.
На помощь девушке пришел ее брат: он предложил сестре на время перебраться в квартиру к его другу — молодому скульптору Дону Гаммеру.
Мужчина отправлялся в долгосрочное путешествие по Европе. Мерил приняла любезное предложение, тем более что угол нужен был не ей, а ее вещам: сама актриса планировала без устали работать, чтобы только не оставаться наедине с собой.
В один из дней Стрип возвращалась со съемок и на пороге квартиры столкнулась с ее хозяином — Гаммер был проездом в Нью-Йорке и решил заехать домой. От неожиданности, не зная, как отблагодарить своего спасителя, Мерил в шутку предложила писать Дону письма. И он согласился. Так, актриса в одночасье обрела надежного друга, спасательный круг, который был ей так нужен.
Письма стали для Стрип своеобразным личным дневником, помогали справиться с болью. «Она была совершенно раздавлена смертью Джона Казале, и я сделал все, что мог, чтобы помочь ей, но довольно скоро обнаружил, что влюблен», — вспоминал позднее Дон. Мерил и сама не заметила, как дружеская переписка превратилась в эпистолярный роман.
Длиною в жизнь
Вернувшись в Нью-Йорк, Гаммер сразу же сделал Стрип предложение руки и сердца. И она ответила согласием — всего через полгода после кончины Казале. Стоит ли говорить, как отнеслись к поступку Мерил ее родные? Тем не менее актриса решения своего не изменила. «Я не смирилась со смертью Джона, но мне нужно было заставить себя жить дальше. И Дон показал, как это сделать», — вспоминала Стрип.
Чувства к супругу пришли позже, но они — абсолютно точно — пришли. И доказательством тому служат четверо детей, 41 год брака и все тот же влюбленный взгляд, что и много лет назад (вы только вспомните «Оскар»-2015, на котором супруги не могли оторваться друг от друга!).
Смерть Джона Казале преподнесла Мерил важный урок — никогда не ставить работу выше семьи. Актриса дала себе обещание следовать этому правилу и слово свое сдержала. Каким бы выгодным и перспективным ни был проект, Стрип не соглашалась на съемки, если требовалось, чтобы она надолго оставила семью.
Гаммер со своей стороны тоже шел на компромиссы и всегда поддерживал супругу: например, полностью брал на себя заботы о детях, пока Стрип снималась.
«Главное в отношениях — это понимание. И умение иногда держать язык за зубами», — считает Мерил.
Даже годы спустя супруги живут в гармонии, а единственным поводом для спора становится… грязная посуда.
В 2012 году Стрип получила свой третий по счету «Оскар». Стоя на сцене, актриса обратилась к мужу. «Сначала я хочу поблагодарить моего мужа. Потому что когда благодаришь супруга в заключение речи, твои слова заглушает музыка, а мой муж такого не заслужил. Я хочу, чтобы он знал, что всем, что для меня в жизни ценно, я обязана ему», — произнесла Мерил. Публика едва сдерживала слезы.
Сегодня своим примером актриса показывает, как важно делать правильный выбор, ценить момент, следовать зову сердца. Благодаря ей мы видим, что можно быть счастливой и в семье, и в профессии одновременно. Главное — не бояться отпускать. Возможности — они повсюду, а семья одна.