Сегодня модельный бизнес наполнен самыми разными типажами. В отличие от консервативных стандартов прошлого, сейчас в этой индустрии ценится индивидуальность: чем больше модель выделяется, тем лучше. Кажется, что темнокожие модели всегда были частью модного мира, однако мало кто знает, что первой открыла им дверь в мир моды именно Донйел Луна.
Будущая звезда подиумов Пегги Энн Фриман родилась 1 января 1945 года в Детройте, США. Маленькая Пегги росла в бедной семье, а вдобавок к этому отец часто бил мать и дочерей. Фриманы постоянно находились на грани банкротства, а родители то сходились, то расходились. Девочка росла активной и любознательной: изучала журналистику, иностранные языки, искусство, актерское мастерство, пела в хоре — в общем, занималась всем, на что были силы. Несмотря на то, что Донйел была такой разносторонней личностью, сверстники считали ее странной, поэтому у девочки было мало друзей.
Она отличалась от всех не только необычной внешностью, но и неординарной манерой поведения. Разговаривала особенным образом, не любила носить обувь и могла часами гулять босиком (позже она часто ступала на подиум нагими ступнями), принципиально одевалась во все черное.
В 1963 году «инопланетянку» заметил фотограф Дэвид Маккейб, благодаря которому Донйел сделала первые шаги в мир моды. Околдованный внешностью девушки, мужчина сделал несколько снимков и с разрешения Пегги отправил их в самые разные модельные агентства. Эта встреча стала судьбоносной, фотограф не прогадал: агенты засыпали юную «пантеру» предложениями о работе в моделинге.
Донйель была только рада такому развитию событий: девушка мечтала покинуть скучный Детройт и спустя всего пару недель отправилась покорять Нью-Йорк с одним рюкзаком за плечами. Взяв псевдоним Донйел Луна девушка решила покончить с прошлой жизнью окончательно.
Несмотря на процветающий и откровенный расизм, она с успехом участвовала в самых громких показах, став настоящей сенсацией модной индустрии. Самой первой работой девушки была съемка для обложки Harper’s Bazaar: это был удар ниже пояса для всех белых и опытных моделей, которые годами пытались попасть на обложку глянца.
В 1965 году в семье манекенщицы случилась трагедия: в ходе очередной ссоры мать девушки Пегги Херцог застрелила своего мужа Натаниэля Фримана.
Донйел отреагировала на это событие довольно холодно: «Моя мать пыталась защитить нас, но уже слишком поздно», — ответила Донйел одному из репортеров.
Модель взбиралась на олимп славы с завидной скоростью. Причиной такой востребованности стала особая грация Луны, которую она развила в себе еще в детстве. Из модных показов она устраивала свои личные шоу: манекенщица преображалась в настоящую дикую кошку. Она медленно вышагивала, словно охотилась за добычей, замирала и бежала — совсем как пантера. Публика жаждала только ее выхода, а дизайнеры старались задобрить ее, лишь бы она устроила подобное у них на показе.
Удивительно, но Донйел терпеть не могла фотографироваться. Именно поэтому любительских снимков с ней практически нет, в истории остались только рекламные кампании. Девушку часто называли Нефертити, потому что черты лица Луны настолько напоминали египетскую царицу, что отрицать это было глупо. Модель превращала любую рекламу в произведение искусства, всего лишь позируя и смотря в объектив — в этом и была ее «дикая» энергия.
Первым сходство с Нефертити отметил не кто иной, как король сюрреализма Сальвадор Дали. Художник и модель познакомились в Каскадесе через фотографа: Дали мгновенно был очарован чертами лица красавицы — в художественном смысле. Они часто проводили время вместе, могли болтать днями напролет. Поговаривали, что между ними была самая настоящая любовь, потому что уж слишком близок был их взгляд на мир. В конце мая на широкие экраны выходит фильм «Быть Сальвадором Дали» (роль художника исполнили Эзра Миллер и Бен Кингсли), в картине рассказывается о жизни всемирного гения и его отношениях с вдохновляющими его на искусство женщинами
Неудивительно, что харизматичная Донйел нашла себя не только в моде, но и в кино. Она впервые начала играть в театре в 1960-х, в основном в авангардных, шокирующих постановках, а также снималась в короткометражных экспериментальных лентах Энди Уорхола.
К сожалению, в те годы в массовом кинематографе, и уж тем более в Голливуде, актриса с ее цветом кожи могла сыграть разве что горничную, но прогрессивные режиссеры видели в ней огромный потенциал. Успех не заставил себя ждать: великий Федерико Феллини взял Донйел в свой фильм «Сатирикон», где она сыграла страстную ведьму Эноти. Модель также появлялась в нескольких документальных фильмах: о жизни «модного» Лондона, о Сальвадоре Дали и о Rolling Stones. Последней актерской работой Луны была главная роль в итальянском фильме 1972 года под названием «Саломе».
Внешность модели хоть и была удивительно красивой, но все равно не угождала стандартам. Кожу Донйель часто «осветляли» с помощью пудры и освещения, дабы реклама «продавалась лучше». Но даже это не остановило ее от модной революции. Благодаря ей в модельный бизнес стали набирать все больше и больше темнокожих красавиц, а по ее стандартам создали первые черные манекены для бутиков одежды.
С каждым годом Донйел становилась все эпатажнее, но вместе с этим ее одолевали типичные слабости модельного бизнеса — так сказать, теневая сторона подиума. Запрещенные вещества, маниакальная погоня за худобой, бесконечные вечеринки и жесточайшая конкуренция — все это медленно, но верно вело Луну к печальному концу.
Вопреки популярному мнению, жизнь первой темнокожей супермодели была далека от идеала. Причиной тому стало тяжелое детство и предрассудки в обществе. Даже когда Донйел уже была прославлена на весь мир, она все равно регулярно сталкивалась с проявлениями расизма. Ее могли выгнать из ресторана, аргументируя это «нарушением дресс-кода» (хотя она была одета совершенно нормальным образом), полиция часто останавливала ее на улице без причины, а дизайнера Пако Рабана хотели «отменить» за то, что он первый вывел ее на подиум.
Психологические травмы, запрещенные препараты и затяжная депрессия сделали свое дело: 17 мая 1979-го Донйел Луна была найдена мертвой в апартаментах в Риме. У Луны осталась дочь — Дрим Каццанига, которую она родила в коротком браке с Луиджи Каццанига.
Легендарная модель и своего рода революционерка ушла из жизни совсем рано, ей было всего лишь 33 года. За свою десятилетнюю карьеру она сделала больше, чем большинство современных моделей вместе взятых: репрезентация темнокожих женщин в модной индустрии случилась так рано именно благодаря ей: по сей день представительницы black community в мире моды называют именно Донйел своей музой и мотиватором.
Фото: Getty Images, Shutterstock/Fotodom.ru, Legion-Media.ru