ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА И ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА
Ни то, ни другое, конечно, не игры и не игрушки. Но пусть они тоже постоянно присутствуют в комнате, где живут ваши дети. Может быть, таблицу Менделеева двухлетнему малышу пока и не надо, а вот большой и яркий плакат с азбукой стоит повесить как можно раньше. Также, как и дать для игры кубики с буквами, с цифрами. Мимоходом покажите, назовите одну, другую букву… Вечером, перед сном задайте ребятам загадку по географической карте, пусть даже самую простую: где Москва, где Ленинград, где Черное море? Постепенность, ненавязчивость и радостность — вот что очень важно в процессе познания!
Пусть всегда под рукой лежат у ваших ребятишек пластилин, цветные карандаши, фломастеры. Не знаю, как у вас, а наши ребята почему-то не очень любили рисовать в альбомах, гораздо охотнее — на отдельных листах. Что ж, это и нам удобнее, и дешевле.
У каждого из наших детей был в детской свой уголок. У Жени — неизменно кукольный. У Алеши — то военный, то — очень долго — больница, то, наконец, настоящий верстачок с настоящими, хоть и маленькими, инструментами. Что поделаешь — мужчина! И гвоздь забить надо, и фанерку распилить. Один из книжных шкафов мы не стали занимать книгами. На полках там расположились: конструкторы, настольные игры, детский микроскоп, набор «Юный химик», электроприбор для выжигания, фильмоскоп с диафильмами, шахматы, шашки.
Все это, конечно, не игры и не игрушки. Но все это тоже необходимо для развития любознательности и интеллекта. Особенно много радости доставлял и доставляет моим ребятам микроскоп. Уже в шесть лет Алеша подолгу сидел над ним, рассматривая крохотный кусочек лука, каплю воды. «Юного химика» мы подарили Кате еще до того, как она начала изучать химию. Тогда же появилась на стене таблица Менделеева… Через несколько лет Катя, закончив восемь классов, выбрала школу с углубленным изучением химии и биологии. Подтолкнули ли мы ее к этому? Или, наоборот, вовремя угадали, почувствовали ее склонности? Мы и сами не знаем.
ИГРА ПО ПРАВИЛАМ
Запрет на позицию силы. «Юный химик», прибор для выжигания — дорого»,— возможно, скажет кто-нибудь из читателей. Согласна, действительно не дешево. Но и не так страшно, как кажется. Дело в том, что мы зато никогда не покупали роскошных кукол, меховых львов и тигров, да и дорогих электромеханических и электронных машин, танков и самолетов — тоже. Нельзя сказать, что их у нас не было вообще — кое-что дарили родственники и друзья. Возможно, если бы не*случались эти подарки, что-то из этих вещей мы бы даже и купили сами: не надо, чтобы у детей возникало чувство обделенности. Но в целом тенденция такова: дорогих, бессмысленных, нефункциональных игрушек — минимум, развивающих и обучающих — максимум. Но еще раз повторяю: только без крайностей! Иногда какая-то нелепая вещица, пластмассовый пупс, тряпичный Карлсон оказываются самыми любимыми и самыми нужными ребятишкам. Не насилуйте детей, не помещайте их с самого начала в обстановку прагматичности и полезности каждой вещи! Иначе кончится тем, что ваша маленькая дочка станет укладывать в коробку из-под шахмат запеленутый в лоскутки микроскоп и приговаривать: «Спи, маленький!» Детям нужны и лоскутки, и дощечки, и куклы, и разные машинки, и многое из того, что кажется нам порою абсолютно бесполезным.
Не будьте занудами. Так продолжу я разговор об игре по правилам. Ваше внедрение в мир детской игры, введение туда новых, развивающих и обучающих элементов должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и скляночки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого- то интересного дела, или оставьте их в покое. Это будет честнее и правильнее. Натаскивание, муштра, «школа» чуть ли не с ясельного возраста, может, и дадут вам определенное удовлетворение ранними успехами дочки или сына. Но разве этого стоит добиваться? Наше общение с ребенком должно помочь ему радостно и творчески
открывать и познавать окружающий мир. Радостно и творчески! Любой другой вариант не имеет смысла.
Шаг за шагом. Я уже говорила об этом, и снова скажу, и повторю еще не раз: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы их и вообще не дождетесь! Не торопите малыша, не проявляйте свое нетерпение, не думайте о результатах вообще! Самое главное — это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим малышом. Играйте, разговаривайте, вместе с ним радуйтесь каким-то крохотным открытиям и победам — разве не ради этого придумываем мы все наши затеи, занятия, игры?! Я-то теперь уже знаю: все прорастает, все проявляется… Но не сразу. Вернее, так: не у всех — сразу. Умейте ждать, умейте любить своих детей не за успехи. Тугодумы, несообразительные, бестолковенькие, не умеющие ничего хватать на лету, наши дети все равно самые хорошие, самые умные, самые любимые. Пожалуйста, почаще хвалите своих детей и верьте в них. •
Игрушечный микромир. Может быть, кому-нибудь из начинающих родителей пригодится такое наблюдение: дети ужасно любят маленькие, крохотные игрушки. Маленьких куколок, человечков, крохотную посудку, мебель, машинки… Какой восторг вызывает кукольная комната, которая целиком умещается в коробке из-под ‘обуви! А если еще меньше, тем лучше!
Когда нашей Кате исполнилось три года, мы купили ей в подарок огромную куклу Любочку — с Катю ростом. Бедная Любочка так и лежит у нас на шкафу много-много лет. Ни один наш ребенок даже не взял ее никогда в руки. Но зато самая любимая «кукольная» игра у всех, включая Алешу,— «Семья». Это небольшой пластмассовый наборчик: трое крошечных маленьких человечков (надо полагать мама, папа и ребенок) и что-то вроде их мебели: детская кроватка, креслице, столик, стульчик. И стоит-то ерунду… Но какой восторг, какая радость! Если мы куда-нибудь ехали, дети всегда брали эту игру с собой. Да еще крохотную машинку о крохотным гаражом, набор пластмассовых зверюшек, маленький пластмассовый конструктор в коробочке чуть больше спичечной… И этого им хватает не то что на часы — на недели!
Иной раз выбирая подарок сыну или дочке, имейте в виду, что у этих непонятных детей все наоборот: чем меньше игрушка, тем любимее. А нам с вами это, пожалуй, даже удобнее.
Кое-что о порядке. Уважать игру и игры должны не только вы, но и дети. Особенно если речь идет о тех играх, которые мы с вами называем развивающими. В идеале вообще было бы замечательно, чтобы они были для детей даже чуть-чуть «запретным плодом» — всегда желанным и не всегда доступным. Отчасти так и получается, потому что самая интересная игра возможна только при участии папы или мамы…
Запомните: все игры — развивающие, обучающие, настольные, обычные — всегда должны быть тщательно собраны, упакованы, положены на место. Даже обычные кубики — пока дети играют ими, пусть они оказываются раскиданными по всей комнате, под столом и под креслом. Окончена игра — они должны быть убраны в коробку
«У нас с вами всегда так мало времени,— говорю я постоянно ребятам.— Если мы надумаем играть во что-то, мы не должны тратить время на поиски пропавших карточек, фишек или кубиков».
Любая игра должна храниться на полке в абсолютной готовности — так у нас заведено. Я порою скрозь пальцы смотрю на беспорядок в кукольном уголке или в Алешином машинном парке — дети есть дети. Но шахматная пешка на полу — это ЧП!
Парные картинки у нас лежат в специально склеенных и раскрашенных ребятами коробочках. Старенькая игра «С утра до вечера» — в коробке побольше. Однажды ребята позвали меня поиграть в нее, я села с ними за стол, а фишек на всех не хватает. Что ж, пришлось отменять игру и многие другие приятные вещи. Все искали пропавшую фишку. «Любая из наших игр должна всегда быть в полной готовности» — это правило, к которому дети привыкли с малолетства. Интересно, что многие игры живут в нашем доме уже более десяти лет. Ветшают они сами и их упаковки, коробки. Время от времени мы устраиваем аврал: чиним, подклеиваем, подрисовываем, делаем новые коробки, надписываем…
Того же требую я и по отношению ко многим другим играм. Плохо, когда по полу, в шкафу, в ящиках валяются детали от конструкторов, мозаик, какие-то шарики, разные непонятные мелкие предметы, зверюшки, пластмассовые солдатики. Есть набор «Зоопарк» — пусть он будет собран. Набор маленьких машинок — в одной коробке. Солдатики — в другой.
«Как вам удается добиться такого порядка?» — спросите вы. И я честно признаюсь,: чаще всего не удается! В детской у нас всегда что-нибудь валяется, рассыпано, не убрано. Порядок — это работа, результат которой порою недостижим. Главное — тенденция. И мы работаем!
Я завела специальную пластмассовую корзинку, в которую мы складываем все те крохотные детали и предметы, которые оказываются разбросанными то на полу, то на столах. Раз в пять, семь дней прошу ребят разобрать корзинку. В результате у нас практически ничего не теряется, ни одной детальки, ни одного крохотного пластмассового шарика из , какой-нибудь игры.
Так же время от времени вместе с ребятами беремся мы разобрать и разложить всё по местам: машинки, солдатики, зверюшки, кубики. Это ненадолго, но что поделаешь?
Меня радует хотя бы то, что дети усвоили серьезное и уважительное отношение к нашим настольным играм. «Лото — малышам» было куплено когда-то совсем маленькой Кате. Возможно, играть в него будут вскоре ее дети. Только вот коробочку подновим…