«Мир Юрского периода-2»: жизнь человека не стоит и когтя динозавра Самый мрачный и серьезный фильм франшизы о воскрешенных ящерах
В российский прокат 7 июня выходит фильм «Мир Юрского периода-2», снятый испанским режиссером Хуаном Антонио Байоной (автор картин «Приют» и «Невозможное»). По сюжету фильма, остров, где еще недавно был парк, может исчезнуть из-за извержения вулкана. Зоопсихолог Оуэн возвращается туда, чтобы спасти динозавров. По мнению кинокритика «Медуза» Антона Долина, новый «Мир Юрского периода» — самый серьезный фильм знаменитой франшизы, с явным зоозащитным акцентом.
Лишь самые юные и наивные зрители поверят цифре «2» в названии фильма. Конечно, это продолжение вышедшего три года назад «Мира Юрского периода» Колина Треворроу, но вместе с тем — пятая картина об оживленных при помощи клонирования динозаврах. Цикл был придуман и запущен Стивеном Спилбергом (здесь он исполнительный продюсер) в начале 1990-х. Его сенсационный блокбастер был основан на бестселлере Майкла Крайтона, который, в свою очередь, черпал вдохновение из «Затерянного мира» Артура Конан Дойла, также неоднократно экранизированного Голливудом.
Другими словами, все составляющие очередного «Мира Юрского периода» изучены и известны заранее. Дети и взрослые сначала восхищаются ископаемыми ящерами, воскрешенными им на потеху, а потом от них убегают, проклиная собственное легкомыслие. Наш восторг перед непознанным и наш страх перед ним же — в основе непотопляемой франшизы. В ее новейшем изводе, казалось, предугадываем не только сюжет, но и главные участники, в самом деле, выбранные удачно: непутевый зоопсихолог Оуэн (обаятельный Крис Пратт) и его строгая возлюбленная Клэр (вновь вышедшая в звезды после многолетнего перерыва Брайс Даллас Ховард). Теперь, когда развлекательный комплекс «Мир Юрского периода» закрыт, живущим на острове динозаврам-клонам вновь угрожает вымирание, на сей раз из-за извержения вулкана. Пара бесшабашных героев берутся вывезти ящеров на материк. Разумеется, все идет не по плану.
Нарушение планов, во всех возможных смыслах, и есть самое интересное в фильме. Предыдущий «Мир Юрского периода» был слишком уж похож не на кино, а на идеальный аттракцион, роскошную виртуальную симуляцию приключений, где было много динамики, но практически отсутствовал какой-то собственный смысл. Публику якобы пугали, но было совсем не страшно — только весело; сюжет выветривался из головы еще до окончания титров. В новый фильм был приглашен другой режиссер, талантливый испанец Хуан Антонио Байона — автор весьма неуютных и индивидуальных картин «Приют», «Невозможное» и «Голос монстра». Невзирая на то, что соавтором сценария был создатель первого «Мира Юрского периода» Треворроу, фирменные темы Байоны отразились и здесь: сиротство и отверженность, брошенные дети, беспомощный перед стихией человек, переживание смерти близкого. Даже визуальная палитра картины поменялась, став более темной и мрачной.
Знакомая со времен «Франкенштейна» прогрессистская страшилка о том, как опасно человеку играть в бога, здесь доведена до апогея. Старый ученый, виновный в создании проклятого парка развлечений, доживает последние дни в роскошном неоготическом особняке (влияние готического романа в «Мире Юрского периода-2» огромно). Его циничные глупые последователи развлекаются тем, что соединяют друг с другом ДНК доисторических хищников, всем на горе выращивая в пробирке непобедимого динозавра неслыханной породы — индораптора. Прибывший невесть откуда злодей-коммерсант — в этой роли привычный к подобным амплуа Тоби Джонс — собирается на аукционе распродать спасенных с гибнущего острова динозавров алчным миллиардерам со всего света. В придачу ко всему, по пустым коридорам особняка бегает ничего не подозревающая девочка-сирота, девятилетняя внучка ученого, которую воспитывает опытная гувернантка (любимица Байоны Джеральдин Чаплин). Ребенку предстоит сыграть в интриге решающую роль, о чем пока никто не догадывается.
Проникшие в этот мир зла Оуэн и Клэр из ученых окончательно превращаются в зоозащитников, которые, сами себе не веря, пытаются спасти ископаемых чудовищ от человеческой жестокости. Отчетливо правозащитный акцент в «Мире Юрского периода» появляется впервые. Точнее, раньше ему было позволено существовать в качестве гуманистического нюанса к основной интриге, лейтмотивом которой было спасение людей от разбушевавшихся животных. Байона говорит фактически прямым текстом: если человека слопают — туда ему и дорога, его жизнь не заслуживает и когтя динозавра. Да, ящеры страшны, опасны, безжалостны; но в сравнении с людьми они чисты и невинны. Посредством хитроумного сюжетного поворота авторы проводят ассоциацию между беззащитным ребенком, ставшим заложником взрослых игр, и всеми этими диплодоками, трицератопсами, птеродактилями, рапторами, за судьбы которых мы по ходу действия переживаем все больше.
Парадоксальным образом меняя зрительские настройки восприятия, Байона приводит нас к двойственному финалу — решительно непонятно, воспринимать его как хэппи-энд или как предвестье подлинного, угрожающего населению всей Земли, Апокалипсиса. Определенно можно сказать лишь одно — у фильма будет еще одно продолжение. Возможно, в нем мы получим ответ на невольно возникающий вопрос: когда самого жуткого и мощного динозавра на аукционе продали «джентльмену из Восточной Европы», имелась ли в виду Россия?
https://meduza.io/feature/2018/06/06/mir-yurskogo-perioda-2-zhizn-cheloveka-ne-stoit-i-kogtya-dinozavra