Сегодня в Москве начинается Архиерейский собор Русской православной церкви, приуроченный к 100-летию восстановления патриаршества. На нем иерархи обсудят подлинность останков Николая II и другие важные для Церкви и общества вопросы. Впервые одно из главных событий для РПЦ посетит президент Владимир Путин, он встретится с епископатом в храме Христа Спасителя. Накануне Архиерейского собора «Известия» поговорили с председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополитом Волоколамским Иларионом. В интервью он рассказал о том, почему для Церкви так важна подлинность екатеринбургских останков, зачем теология студентам светских вузов и каким образом РПЦ предлагает возвращать христиан в Сирию.
— Буквально перед Вашим приходом у меня был президент Болгарской исламской академии. Это новое учебное заведение, которое пока что находится в процессе становления. Оно создано в том числе для того, чтобы российские мусульманские богословы получали образование не в Египте или Саудовской Аравии, а у нас. Как мы создаем систему православного духовного образования, так и мусульмане создают свою систему. А систему преподавания теологии в светских учебных заведениях мы создаем вместе, чтобы молодежь могла у нас, а не где-то за рубежом получать все необходимые сведения о религиозных традициях. Проект введения теологии в светское образовательное пространство, который вызывает определенную критику со стороны либерально настроенного сегмента нашего общества, с самого начала имел межрелигиозную основу. Он ведется под эгидой Межрелигиозного совета России. Наши традиционные конфессии в равной степени заинтересованы в том, чтобы у нас было качественное отечественное теологическое образование, как по христианскому, так по исламскому и иудейскому направлениям.
Накануне Архиерейского Собора председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион дал интервью газете «Известия».
Матвеев день всегда приходился на начало Рождественского поста, однако, несмотря на это, обычаем этого дня были походы в гости. Столы накрывались скромные и постные, особенно если день выпадал на самые строгие дни поста — среду и пятницу, но все это компенсировалось задушевными разговорами.
Как отмечать церковный праздник сегодня. Недавние события.
Эта переменчивость нашла свое отражение в народной примете: «На Матвея зима потеет, а земля преет». Считалось, что чем сильнее на Матвея оттепель, тем более суровыми потом будут зимние холода.
Это не та тема, которая напрямую касается Русской церкви. Но вопрос, который касается нас напрямую, — это судьба сирийских христиан. Среди миллионов беженцев, которые сегодня присутствуют в разных странах, в том числе почти 2 млн в Ливане, есть христиане. Они еще не уехали далеко и не обосновались в Европе или Америке, хотят и готовы вернуться. Поэтому надо восстанавливать разрушенные храмы, строить для них жилье. Это работа, в которой может принять участие Русская православная церковь, поскольку у нас есть прямые контакты с ближневосточными христианами. В частности, с Антиохийской церковью, Сирийской ортодоксальной церковью. Мы уже отмечали ситуации, когда направлялась в Сирию гуманитарная помощь, где-то и кем-то она там распределялась, а местные христиане оказывались в стороне. Мы бы не хотели, чтобы при послевоенном восстановлении Сирии местные христиане были забыты.
В народе в этот день принято ходить в гости. И хотя этот день выпадает на Рождественский пост, на стол ставили дозволенную пищу и вели задушевные беседы.
В Библии сохранилось мало сведений о святом Матфее, однако известно, что он являлся одним из учеников Иисуса Христа и был особо близко приближен к нему.
Пока рано говорить о какой-то конкретике, еще нет никаких НКО. Но есть понимание: если мы хотим восстановить Сирию, хотим, чтобы туда вернулись христиане, надо активно этому способствовать.
— Христос создавал Церковь не для домашнего употребления. Сегодня существует представление, которое навязывается иногда людям, что религия — это сугубо частное дело каждого конкретного человека. Религия приравнивается к увлечениям, хобби: вы можете любить кататься на лыжах, играть в шахматы, слушать классическую музыку, а можете в церковь ходить, свечки ставить, молебны заказывать. Но Церковь не воспринимает себя ни как бюро ритуальных услуг, ни как институцию, которая должна с людьми взаимодействовать только на частном уровне. Церковь присутствует не только в частной жизни людей, но и в общественной.
На практике это означает, что в какое-нибудь село, в сельский храм, могут нагрянуть люди, которые скажут: «Мы члены этой общины и хотим, чтобы наш храм был передан другой конфессиональной структуре». Не будет никаких механизмов, которые смогут этому воспрепятствовать. Ни на Украине, ни в России нет традиции регистрировать членов общины. Мы можем знать прихожан в лицо, но у нас нет списков, членских взносов. Любой человек может прийти и сказать: «Я член общины». Любая группа может появиться и сказать: «Мы община этого храма и хотим, чтобы он был передан в другую юрисдикцию».
Евангелие сообщает, что Левий Матфей был мытарем — сборщиком пошлин, которого Христос позвал следовать за ним. О дальнейшей жизни апостола мало что известно — кроме того, что он был казнен в римской крепости Апасарос на территории современной Грузии за христианскую проповедь. Левий Матфей традиционно считается автором Евангелия от Матфея, написанного на арамейском языке.
По словам Первосвятителя, сегодня «следует прислушиваться к голосу русских богословов, архиереев и пастырей предреволюционной эпохи, которые оставили нам в наследие свои раздумья о земных путях Церкви».
Все это, к сожалению, уже осуществляется на практике, потому что уже совершено более 40 рейдерских захватов православных храмов. До настоящего времени закон был не на стороне захватчиков, а на стороне реальных общин, которые в таких случаях выигрывали судебные процессы. При принятии нового закона ситуация изменится.
Православный церковный календарь постов и праздников на 2018 год. Главные новости.
В России Церковь объединяет миллионы людей и в значительной степени является их голосом. Мы считаем, что наше общество вправе слышать позицию Церкви по вопросам, по которым она считает справедливым высказаться.
При копировании материалов для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
– Избрание святителя Тихона на Московский Патриарший престол состоялось на Священном Соборе Православной Российской Церкви, как он сам себя именовал, или, по более привычному для нас названию, на Поместном Соборе 1917-1918 годов. В праздник Успения Божией Матери мы вспоминали столетие открытия этого Собора, который стал по-настоящему экстраординарным явлением в истории Церкви, – сказал Святейший.
— Мы сейчас наблюдаем определенную дехристианизацию Европы и усиление радикального ислама. Как вы относитесь к идее объединения христианского мира, насколько это возможно и необходимо?
Народный праздник «Матвеев день» отмечается 29 ноября (по старому стилю – 16 ноября). В церковном календаре это день почтения памяти апостола от 12-ти, евангелиста Левия Матфея. Другие названия праздника: «Матвей – зима отпотей», «Зима потеет», «Матвей». Прозвище «Зима отпотей» день получил за то, что 29 ноября часто бывали оттепели.
Православная церковь в этот день отмечает день памяти апостола от 12-ти, евангелиста Левия Матфея. История гласит, что он был одним из учеников Иисуса Христа. Также известно, что Матфей был особо приближен к Господу.
Церковные праздники на каждый день 2017 и 2018 года. Все последние сведения на 29.11.2017 г.
— Оба этих произведения были написаны в 2006 году, а их премьера состоялась в 2007-м. «Страсти по Матфею» созданы для хора, оркестра и ансамбля солистов. Произведение построено по принципу, по которому построено богослужение в Православной церкви, совершаемое в канун Великой пятницы, когда читаются евангельские отрывки и они перемежаются с песнопениями для хора. Только, помимо хора, я использовал еще и струнный оркестр. Это попытка перенести дух и строй православного богослужения на концертную сцену.
— Вы говорили о том, что на рассмотрении в Верховной раде Украины находятся законопроекты, направленные на дискриминацию Украинской православной церкви. В чем заключается их дискриминационный характер и предпринимала ли Русская православная церковь попытки переговоров на эту тему с украинской стороной?
Относительно усиления ислама мне часто вспоминается высказывание моего ватиканского коллеги кардинала Коха, сделанное, когда он еще был епископом в Швейцарии. Он сказал, что мы должны бояться не сильного ислама, а слабого христианства. Я думаю, что это очень правильный подход. Когда христианство превращается лишь в традицию, это уже христианство не реальное, а номинальное. И такое номинальное христианство не сможет противостоять никаким серьезным вызовам.
— В последние годы общественная роль Русской православной церкви усиливается, но всё же изначальная задача Церкви — в первую очередь спасение души, а не тела. Где грань между внешним и внутренним, не движется ли РПЦ к обмирщению? А возможно, это как раз и есть правильный путь?
Мы поставили в известность о том, что происходит, все международное сообщество. Мне известно, что представители Украинской Православной Церкви ведут переговоры с рядом депутатов. Но, если судить по другим законам, которые принимаются сегодня на Украине, например, по закону о языке, согласно которому русский язык в школе фактически оказался под запретом, можно предполагать, что и эти два законопроекта найдут поддержку. На мой взгляд, будет огромной ошибкой, если они будут приняты.
День памяти священномученика Феодора Колерова, пресвитера и с ним мучеников Анании Бойкова и Михаила Болдакова;
Естественно, что Церковь заботится прежде всего о душе человека. Церковь не может на себя взять те функции по обеспечению материального состояния граждан, которые должно нести государство. Но в то же время она не может и не должна полностью устранятся от решения этих проблем, хотя бы потому, что в Церкви есть много нуждающихся. При очень многих приходах существует система взаимопомощи, приходы помогают малоимущим и многодетным семьям, одиноким матерям с детьми, инвалидам, престарелым. Спасение души неотделимо от заботы о теле.
— Церковь всегда говорила, что мы должны получить убедительные доказательства подлинности, поскольку для нас это мощи — мы канонизировали всю царскую семью. Речь идет о подлинности останков, которые будут почитаться как святые мощи. Поэтому Церковь настаивала на том, чтобы быть допущенной к этим экспертизам. Сейчас она допущена в качестве наблюдателя.
— Да. Образовательный стандарт «Теология» принят на государственном уровне. Мы сейчас ведем работу по приведению к единому образовательному стандарту всей системы духовного образования в Русской православной церкви. Этот стандарт касается уровня балакавриата. На уровне магистратуры и аспирантуры единого стандарта у нас пока нет.
Какой сегодня церковный праздник видео обзор. Новости к данному часу.
[iframe width=»560″ height=»315″ src=»https://www.youtube.com/embed/E_3msmPp-vE» frameborder=»0″ allowfullscreen]