17 марта в российских кинотеатрах начнутся показы спектакля, приуроченного ко дню рождения Рудольфа Нуреева — знаменитому танцовщику могло бы исполниться 85 лет. По этому поводу TheatreHD показывает на больших экранах постановку «Лебединое озеро», снятую в Вене в 1966 году, в которой танцует сам Нуреев и его любимая партнерша Марго Фонтейн. Об этой удивительной женщине мы и хотим вам рассказать.
Не только потому, что она была красива и очень талантлива. Не только потому, что при очень счастливой сценической судьбе ее личная жизнь была по-настоящему трагической. Но и потому, что в той записи, которую можно посмотреть в кино, Марго 48 лет — и в это совершенно невозможно поверить!
Настолько, что мы нарушаем приличия и говорим о возрасте женщины. Говорим исключительно с восхищением.
Марго Фонтейн: одиночество в любви
Сейчас имя британской балерины Марго Фонтейн прочно ассоциируется с именем Рудольфа Нуреева. Вместе они составляли один из самых знаменитых балетных дуэтов XX столетия. Но не стоит думать, что карьера этой замечательной танцовщицы состоялась исключительно благодаря «летающему татарину». И до, и после Нуреева у Марго была своя жизнь — и какая!
Маргарет (или Пегги) Хукем родилась в семье железнодорожного служащего и домохозяйки 18 мая 1919 года. Официальная биография балерины гласит, что ее мать отчаянно не хотела ребенка, но прервать беременность ей не удалось.
Когда девочка появилась на свет, случилось чудо, на которое так часто надеются ничего не чувствующие будущие матери. Хильда увидела в дочери смысл и свет своей довольно серой жизни. До конца дней мать так будет для Маргарет самым близким человеком.
Именно мама увидела в пятилетней девочке необычайную грацию и отвела ее на пробное занятие в балетную школу. Там Пегги оступилась и очень сильно ударилась, но вскочила и как ни в чем не бывало продолжила танцевать. Конечно, ее взяли. Выдержка в балетном ремесле важна ничуть не меньше, чем безупречная грация.
Когда Пегги исполнилось 8 лет, ее отец сменил работу, и семья переехала в Шанхай. Казалось бы, с балетом на этом должно было быть покончено, но девочке повезло. Ее педагогом стал Георгий Гончаров, артист московского Большого театра, сбежавший в Китай.
Вообще Фонтейн везло на русских педагогов. Она училась у Ольги Преображенской, Серафимы Астафьевой и даже у Матильды Кшесинской. Но главным учителем в ее жизни, той, что сделала из Пегги Хукем великую Марго Фонтейн, была Вера Волкова — легенда и коллега Гончарова, вместе с ним сбежавшая в Китай.
Но эта встреча случилась позже, а пока в 14 лет Маргарет, худенькую, изящную, подстриженную по последней китайской моде, привезли в Лондон. Нужно было определяться, делать ли балет профессией. Девочка показалась Нинет де Валуа — на тот момент главному человеку в британском балете, основательнице театра, которому предстояло вырасти в Royal Opera Ballet. Эта встреча сняла все вопросы. Марго приняли в студию Валуа, а через год и в труппу театра. Ей было всего 15! А еще через год она стала примой.
Примерно тогда же на свет появился и псевдоним Марго Фонтейн. Имя она просто сократила на французский манер, а фамилию взяла… из телефонной книги. Ну почти. Ее дед, бразилец, носил фамилию Фонтес, Марго искала что-то похожее и наткнулась на Фонтейн в списке парикмахеров.
Кажется, и Фонтес звучало бы неплохо, но девушка задалась целью слепить себе идеальный образ. Она сделала пластическую операцию, чтобы добиться более балетной внешности, боролась с неправильно, на ее взгляд, растущими волосами, работала над манерами и много читала, изо всех сил стремясь к званию утонченной светской дамы.
И, конечно, бесконечно много репетировала. Именно тогда и появилась в ее жизни великая и ужасная Вера Волкова, через чьи руки прошли практически все выдающиеся европейские танцовщики. Запомните это имя, она еще сыграет важную роль в жизни Марго.
Быстро взлетев на балетный Олимп, Марго хорошо осознавала, что во многом получила авансы, которые нужно оправдать. К тому же, она ощущала, что является лицом страны. Марго была безупречна не только на сцене, но и за ее пределами. Выверенные жесты, идеальная прическа, безупречные наряды. На фото тех лет она очень похожа на Одри Хепберн. И стилем, и лучезарной улыбкой. Одри, кстати, тоже была балериной. Но относительно высокий рост и кинематограф помешали ее балетной карьере.
Но даже в самой идеальной биографии не обходится без черных дыр. В жизни Фонтейн такой стали ее любимые мужчины.
Первым в их череде был Констан Ламбер, музыкальный руководитель театра. Их роман был совершенной классикой жанра. Ламбер был женат и разводиться не планировал, но в Марго влюбился страстно и буквально атаковал ее. По фотографиям не понять, чем же этот грузный, не слишком симпатичный мужчина, запойный алкоголик, который, к тому же, был в два раза старше балерины, привлек ее внимание. Но, судя по всему, нет смысла судить о нем по фотографиям.
И нет, для развития карьеры Марго он тоже был не нужен — она и так была протеже руководительницы труппы.
В Ламбера были влюблены все, и Марго этой участи не избежала. Роман их, впрочем, очень тщательно скрывался: у Марго была безупречная репутация, и Ламбер не хотел ей вредить. Даже разводясь, он всячески оберегал ее имя, придумав и наняв подставную любовницу.
Развод, впрочем, вовсе не означал, что он женился на Фонтейн. Да, именно Ламбер сделал ее светской дамой, с тем безупречным шиком, к которому она так стремилась. Но это десятилетие рядом с ним далось ей очень большой кровью. Она разыскивала его по полицейским участкам и больницам, вытаскивала из чужих постелей, лечила, выхаживала и вновь искала. Через десять лет они вроде бы даже собирались пожениться, но он… не пришел на церемонию. А потом женился на художнице Изабель Делмер.
Марго же пыталась прийти в себя в Париже, где у нее начались страстные отношения с Роланом Пети и не менее страстные — с модным Домом Christian Dior. Кажется, роман с французским хореографом, который сошел на нет исключительно в силу разделявших их километров, был самым безболезненным в ее жизни.
Но, видимо, Марго суждена была вечная драма. Потому что очень скоро в ее жизнь ворвался Роберто (Тито) де Ариас. Сын бывшего панамского президента учился в Кембридже в конце 1930-х годов — там на вечеринке он и встретил юную Фонтейн. Тогда серьезного романа по разным причинам не случилось, хотя Марго была страстно влюблена в него.
Тито вернулся в ее жизнь спустя 15 лет, когда она была уже на вершине славы и на пике формы — балерина, чье имя гремело на весь мир. Тито был женат, у него было трое детей, но он, ни секунды не раздумывая, развелся и бросился в битву за Марго.
Балерина сопротивлялась два года, но все же вышла за него замуж — она искренне и всерьез любила Тито. Что ж, партия казалась безупречной: прима стала женой посла Панамы в Великобритании.
Марго и в этой роли была идеальная — ей очень нравилось быть супругой дипломата, сопровождать его на приемах, встречаться с первыми лицами государств. Ей казалось, что она обрела еще одну себя — женщину, поглощенную не только сценой и танцем.
Тито же ни на йоту не изменил своим привычкам. Череда любовниц, огромные карточные долги… Даже цветы за кулисы он посылал ей за ее же счет — она все терпела, все оплачивала.
Однажды, спустя 4 года после свадьбы, он пригласил жену провести романтический отпуск на яхте в Панаме. Ночью туда нагрянула полиция, и Тито попросту сбежал, оставив ничего не подозревающую супругу объясняться с правоохранителями. А объясняться было по какому поводу.
Де Ариас затевал в стране переворот: был заговор, который благополучно раскрыли. Говорят, яхта была буквально нашпигована оружием, а Марго Тито вызвал в качестве прикрытия. Как бы там ни было, она оказалась в тюрьме — за контрабанду оружия. Она — английская леди, само совершенство!
Тогда все разрешилось почти благополучно. Тито сбежал из страны, Марго депортировали. Через несколько лет ему разрешили вернуться — не только в страну, но и в политику. На деньги жены он купил ранчо, где и жил с постоянной подругой, тихо исчезавшей из дома, когда туда приезжала Фонтейн.
1964 год. Марго за сорок, но она не оставила сцену, потому что в 1961-м в ее жизни появился Рудольф Нуреев. У нее было много любимых партнеров, но именно с Нуреевым на сцене случилась та самая настоящая химия, о которой мечтают все артисты.
Они никогда не должны были танцевать вместе: из разных поколений, из разных стран, разделенных железным занавесом. Но обстоятельства и Вера Волкова (да, та самая) решили иначе. Оказавшись на Западе, Нуреев занимался, в числе прочего, и у Волковой в Копенгагене. И именно она и сосватала его своей любимой ученице. Что разглядела Волкова, что понимала про Фонтейн — кто знает. Но ей удалось убедить Марго попробовать.
Биографы Нуреева часто приписывают паре роман, который Марго никогда не подтверждала. Странно предположить, что она могла его подтвердить. Но и странно, если химии не было — при тех искрах, что летали между ними на сцене.
Вряд ли кто-то теперь узнает правду, но одно известно наверняка: Марго и Руди были очень близкими людьми, настоящими друзьями. И вновь, как дежавю: полицейские участки, бары, леди и хулиган. Рудик, вырвавшись на свободу, пустился во все тяжкие. Марго, как могла, оберегала и его.
В том самом 1964 году они танцевали в Вене «Лебединое озеро» в редакции Нуреева. Один из тех спектаклей попал в Книгу рекордов Гиннесса за самые многочисленные вызовы на поклоны. Только представить себе, их вызывали 89 раз! Зрители просто не могли остановиться.
А потом Марго позвонили из Панамы. Муж был при смерти. В него стрелял соратник по партии, с чьей женой Тито крутил очередной роман.
Де Ариас выжил, но навсегда остался в инвалидном кресле, обездвиженный и немой. Привычки его это, впрочем, не изменило. Однажды он даже ухитрился сбежать из дома с новой подружкой. Но быстро вернулся назад. Никто не стал бы так самоотверженно ухаживать за ним, нанимать сиделок, тратить на него все, что зарабатывала, как это делала Марго.
Она протанцевала еще 15 лет — нужны были деньги. Все, что она зарабатывала, сжирали лечение и развлечения Тито. В последние годы это было уже совсем трудно, но ее верный рыцарь, хореограф Фредерик Аштон, ставил номера специально под ее возможности. Выглядеть на сцене нелепо Марго себе никогда бы не позволила.
Оставив балет, она вместе с мужем вернулась Панаму. Потом у нее обнаружили рак, и за ее лечение тайком платили друзья, в том числе и ее любимый Руди — на себя у нее денег не было.
Фонтейн пережила мужа всего на два года, завещав похоронить себя в его могиле. А еще через два года не стало и Нуреева. Под конец жизни он часто говорил о том, что ему надо было жениться на Марго. Может быть, и его, и ее жизнь тогда сложилась бы иначе?
Еще больше новостей в нашем Телеграм-канале.
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru