Самой прославленной во всём мире русской иконой является образ Святой Троицы, написанной иконописцем Андреем Рублёвым в начале XV века. Эта икона одна из двух сохранившихся достоверно принадлежащих Андрею Рублеву работ.
До Революции 1917 года местом пребывания образа был Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Она была насильственно, вместе с другими священными для верующих предметами, мощами и иконами, изъята у Церкви в 1920 году советскими властями и помещена в Государственную Третьяковскую галерею в 1929 году качестве музейного экспоната.
На иконе изображен библейский сюжет, называемый «Гостеприимством Авраама». Согласно сюжету, праотца Авраама посетил единый Бог, поклоняяемый в Трёх Лицах, в образе Трёх Святых Ангелов. Для христиан это событие первое видимое явление единого Бога в Трех Лицах, поэтому оно имеет догматическое значение.
Идеей Рублева было выражение догматического учение на иконе о Святой Троице. Он впервые преобразил вполне традиционный сюжет «Гостеприимство Авраама», представив его с новым контекстом, который уже представлял Три Лица Бога в виде Святых Ангелом. До этого такой акцентуации об учении о Троице в иконографии не делалось. Вот, собственно, в чём особенная уникальность этого образа – в идеи, что Бог Един, но Лиц (Ипостасей) у него Три, которая в виде Ангелов нашло отражения в иконе Андрея Рублева впервые в истории иконописи. Фактически с этого началось активное поклонение христианами Богу, в образе Трех Ангелов. Нет, это не поклонение иконе, как доске и краскам. Отнюдь, согласно христианском учению – это поклонение Тому, кто на иконе изображен. В житиях святых Бог неоднократно являлся подвижникам в виде Трёх Святых Ангелов.
Существуют несколько различных версий истории иконы. Общепринятая версия состоит в том, что образ был написан «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его приемника преподобного игумена Никона как считается в академических изданиях в 1411 или 1425-27 годах. Точные сведения о дате написания иконы в сохранившихся исторических источниках отсутствуют. Гипотезы построены на времени расцвета творчества Андрея Рублева и на дате строительства, соответственно росписи, лаврского Троицкого собора. Впервые, Рублёв официально упоминается автором «Троицы» в середине XVI века в материалах Стоглавого собора.
Ценность рублевской иконы «Святой Троицы» невозможно оценить для верующих вообще, и чрезвычайно сложно для искусствоведов, поскольку она имеет для России и для всего христианства в целом глубокое символическое значение. Образ «Святой Троицы» можно отнести к бесценным произведениям.
На сегодняшний день реставраторами состояние иконы оценивается как стабильное. 16 июля 2022 года состоялся вывоз иконы «Троицы», несмотря на протесты реставраторов Третьяковской галереи, в Троице‑Сергиеву лавру на богослужения посвященные 600-летию обретения мощей святого преподобного Сергия Радонежского.
Мнения о необходимости оставление иконы в музее или передаче Русской Православной Церкви для почитания между сотрудниками Третьяковской галереи и верующими противоположно расходятся. Нельзя отрицать необходимости особых условий содержания для иконы с одной стороны, и возвращения её для поклонения верующим с другой стороны. Компромисс может быть в передачи иконы в Троице-Сергиеву Лавру с гарантированным обеспечением её сохранности на государственном уровне. Предполагается, что решение Президентом Российской Федерации принималось как с учётом требований дальнейшего обеспечения сохранности иконы, так и исторического момента для Российского государства. Судьбоносное время для молитвы перед этой иконой стоит признать пришедшее, и вряд ли кто оспорит данный факт, кроме отъявленных врагов России. И да поможет России Бог!