Великая балерина Майя Плисецкая родилась в Москве, но долгое время не считала этот большой и шумный город своим домом. Ее мама была актрисой немого кино, а отец — дипломатом, поэтому семья часто разъезжала по миру и в столице появлялась, только когда этого требовали обстоятельства.
Уже во взрослом возрасте звезда вспоминала: как-то раз она попросила родителей отдать ее в танцевальную студию, и они уже пообещали это сделать, но вдруг собрали вещи и объявили, что ближайшие четыре года им всем придется провести на острове Шпицберген.
В тот самый момент в жизни Плисецкой началась череда трагических событий: в 1938 году ее отца расстреляли, а мать сослали в Казахстан. Для того чтобы девочка не оказалась в детском доме, ее удочерила родная тетя — она сама танцевала в Большом театре и сделала все, чтобы карьера Майи стала еще более выдающейся, чем ее.
Свою первую и самую любимую квартиру на углу улицы Тверской и Мамоновского переулка Майя Плисецкая купила, когда уже была известна на весь мир, но не одна, а вместе со своим мужем композитором Родионом Щедриным. Правое крыло здания, воздвигнутого в 1936 году, предназначалось для Наркомлеса, левое, достроенное уже после войны, — для артистов.
Плисецкая и Щедрин прожили в этом доме до 1991 года, а после того, как балерина ушла из Большого, переехали в Мюнхен. Продавать или сдавать квартиру они не стали и, каждый раз возвращаясь в Москву, останавливались именно в ней.
Последний раз танцовщица побывала в своем «месте силы» в 2015 году, а спустя несколько месяцев скончалась в Германии от инфаркта миокарда. В феврале 2022-го Щедрин передал помещение Музею имени Бахрушина, и теперь здесь музей Плисецкой. Посетить его могут все желающие.
Обстановку квартиры сохранили практически в нетронутом виде: кажется, будто балерина никогда отсюда не уезжала — максимум на гастроли. Несмотря на то, что у танцовщицы было много друзей, связанных с творчеством, над дизайном помещений звезда сцены работала сама. В жизни ей было важно во всем сохранять легкость, поэтому и вокруг себя она оставила как можно больше свободного пространства.
Интерьер выглядит довольно скромным, но благодаря небольшим акцентам ни у кого не останется сомнений, кто жил здесь. Светлые стены квартиры украшают театральные афиши с именем Плисецкой, на полках стоят фарфоровые фигурки лебедей — отсылка к ее самой знаменитой партии, а в гардеробной висят сценические костюмы. Многие из них, авторства Ива Сена-Лорана и Пьера Кардена, по-настоящему бесценны.
О том, что еще может поведать квартира Плисецкой о ней самой, мы попросили рассказать концептмейкера, дизайнера свободного пространства и архитектора Александра Осипова.
Дизайнер, архитектор и концептмейкер
«Нам открывается уютная и комфортная обстановка восьмидесятых годов, когда в большинстве домов можно было увидеть мебельную стенку, сервант, трюмо и пестрые накидки на креслах.
По современным меркам квартира Майи Плисецкой может показаться аскетичной, но для советского времени подобная обстановка считалась шикарной.
Мебель с приветом из прошлого нисколько не портит общее впечатление, наоборот, она создает в квартире неповторимый дух того времени. Так называемая »старинная» атмосфера угадывается и в некоторых характерных для той эпохи моментах, например в стиральной машинке, стоявшей на видном месте (на кухне рядом с раковиной). Перед суровым бытом того времени опустила руки даже такая изысканная хозяйка, как Плисецкая», — рассказывает дизайнер.
Спальня Плисецкой и Щедрина — настоящий музей. Тут можно увидеть ковер работы художника Фернана Леже и портреты балерины, написанные Артуром Фонвизиным, Арутюном Галенцем и Эрнстом Фуксом. А еще в коллекции искусства артистки было несколько подлинных гравюр Марка Шагала.
«Несмотря на то, что здесь нет явных показателей роскоши, дизайн интерьера выглядит очень элегантным и красивым, что неудивительно, потому что Майя Плисецкая отличалась хорошим вкусом.
Идем дальше и видим, что повсюду находятся сценические костюмы, а в шкафах красуются пуанты и кастаньеты, а также много других сувениров и интересных предметов. Большинство из них, как рассказывала сама Плисецкая, являются подарками, поскольку она не любила лишние вещи в доме. На стенах висят картины и авторские портреты с изображением хозяйки, а на фото запечатлены самые памятные моменты из ее жизни.
На столике в прихожей стоят куклы, привезенные из гастролей по Японии, Казани и Флоренции, а также мишка из поезда »Сапсан». Все эти вещицы говорят о том, что хозяйка квартиры часто путешествовала по разным странам», — отмечает дизайнер.
В личных покоях балерины стоит столик с хохломской росписью, отлично сохранившийся для своего времени. Пухлые кресла с прямоугольными спинками, ковер, висящий на стене и являющийся подарком, — именно из таких важных деталей, словно из пазлов, складывается весь интерьер.
Несмотря на обилие статуэток, кукол, портретов и определенных памятных вещиц, интерьер не выглядит театральным и вычурным. Напротив, он отличается уютной атмосферой.
Существует стереотип, будто балерины практически ничего не едят, но любимым местом в квартире Майи Плисецкой была именно кухня. По утрам она могла подолгу пить здесь кофе, там же вместе с супругом принимала гостей, а по ночам раскладывала пасьянсы, когда не могла уснуть. Готовила балерина редко, но очень любила солить огурцы и грибы и каждую осень обязательно находила время на это хобби.
«Нет никаких излишеств, ненужного изобилия, явных предметов роскоши. Все вещи находятся на своих местах и выполняют определенные функции. Нет ощущения того, что ты находишься в музее, напротив, здесь все дышит уютом комфортной, но в то же время стильной атмосферы ушедшего времени. В этом и заключается главная прелесть этой квартиры», — заключает Александр Осипов.
Фото: Legion-Media.ru, Сергей Киселев/Агентство «Москва»