Плейтест — это процесс тестирования и обкатки игры перед выпуском на рынок, и у него несколько важных функций. Во-первых, выявление технических проблем и багов. Независимо от того, насколько тщательно разработана игра, всегда существует вероятность появления ошибок, которые могут повлиять на ее стабильность и работоспособность. Во-вторых, оценка игрового баланса: сложность прохождения должна находиться в верном соотношении с получением удовольствия, и при этом нужно проверить, что у игры нет перекоса баланса в механике. Иначе говоря, нет ли такой стратегии, при которой играть значительно легче или существенно сложнее. В-третьих, отладка возможных недостатков в интерфейсе игры, так как удобный, понятный геймплей и корректные правила — базовые составляющие. Также важную роль занимает сюжет — он должен быть интересным. В процессе тестирования могут возникнуть новые идеи в ответ на несоответствия внутри игрового мира. Все это помогает гейм-дизайнерам улучшить исходный продукт с помощью обратной связи от плейтестеров.
Каждый гейм-дизайнер, конечно, играет в свою игру в процессе разработки. Но, так как игра выпускается для широкой аудитории, нельзя полагаться только на личный опыт и команду профессиональных тестировщиков. Обратная связь от реальных игроков — обязательный этап создания игры. В зависимости от того, какой именно фидбек хотят получить разработчики, происходит отбор игроков для плейтеста. Это может быть ограниченная группа людей, приглашенных командой разработчиков, либо любой желающий. Соцсети и сайты компаний также нередко становятся способом привлечения плейтестеров. Если вы хотите попробовать себя в этой роли, не нужно обладать навыками программирования или разбираться в искусстве создания игр. Важно иметь насмотренность, уметь оценивать удобство геймплея, выявлять нарративный дисбаланс. Поэтому потенциальные плейтестеры должны заполнить анкету с информацией о себе и своем игровом опыте. Довольно часто от участников требуется подписать соглашение о неразглашении информации, чтобы защитить авторские права разработчика игры.
Существует несколько видов плейтеста: альфа-тест, бета-тест, закрытый и открытый. И только первый из них — задача профессиональных гейм-дизайнеров и тестировщиков, а все другие могут стать отличным опытом, чтобы понять, насколько вам интересно не просто проходить игру, а погружаться в ее детали и механики.
-
Альфа-тест проводится на ранних стадиях разработки, когда продукт еще далек от завершения, но уже имеет примерные очертания концепции и функционал. В роли плейтестеров обычно выступает команда разработчиков, которая выявляет баги и устраняет их, совершенствуя игру.
-
Бета-тест – финальная стадия тестирования игры, последний шаг перед официальным релизом. Это ваше время! Попробуйте поучаствовать в бета-тестах и поискать «дырявые текстуры», сюжетные провалы, технические ошибки. Иначе говоря, протестировать играбельность. И самое главное — не забудьте дать обратную связь: гейм-дизайнер должен уметь коммуницировать с командой, и в будущем вам пригодится навык формулировать недостатки и ошибки игры понятным языком.
Бета-тест может быть как открытым, так и закрытым. В первом случае продукт становится доступным для всех желающих, и вам не нужно ждать специального приглашения. Этот вид плейтеста часто используется для проверки стабильности в онлайн-играх. Закрытый плейтест проводится с участием ограниченного числа игроков, которых выбирает команда разработчиков, и здесь нужно самим проявить заинтересованность и написать гейм-дизайнерам, почему именно вас они должны выбрать.
Кстати, плейтест применяется не только в разработке компьютерных и мобильных игр, но и настольных. В этом случае команда разработчиков устраивает съезды, приглашает группы игроков и тестирует свой продукт. Отправка копий игры плейтестерам — еще один способ получить обратную связь. И очевидно, что внедрение плейтеста в процесс разработки всех видов игр будет продолжаться, становясь еще эффективнее. И это отличная новость: участие в плейтестах станет важным игровым опытом, который поможет сделать первые шаги в карьере гейм-дизайнера.
Фото: Unsplash