Новые песни Леонида Агутина в последнее время оказывались столь различными по стилям, настроениям и задачам, что и свой новый, 16-й студийный альбом он вначале не собирался выпускать. Хотя уже его название — «Все не зря» — было столь притягательно своим оптимизмом, что его хотелось даже просто читать вслух, получая почти терапевтическое успокоение.
Еще во время работы над диском, в жизни Агутина случилось несколько небывалых для него событий. Ему исполнилось 55, и он впервые стал хэдлайнером культового рок-фестиваля «Дикая Мята», а потом дебютировал и у Игоря Бутмана, на его Sochi Jazz Festival, с джазовой программой. А новый альбом и вовсе окончательно запутал ситуацию с тем, как будет развиваться его творчество дальше. И новые песни с диска «Все не зря», кажется, только подтвердили, что настоящего Леонида Агутина, мы еще совсем не знали…
В этой премьере его тянуло к саундтрекам, и к философским размышлениями о жизни, с привычной для артиста чуть грустной и ироничной улыбкой сквозь красивые темы о любви и надежде. Да и «Босоногий мальчик», «Хоп-Хей Ла-Ла-Лей» и «Голос высокой травы» из 90-х тоже далеко его от себя не отпустили. Снова бодрили задорными мелодиями, взрывными гитарными арпеджио, и тонизирующими ритмами боссановы и фламенко, как прежде настаивающими слушателей на невозмутимую житейскую удаль его еще первых альбомов…
Сам Леонид Агутин рассказал теперь, что «Все не зря» начиналось с песни «Марина» — теплота интонаций и фейерверка латинской страсти — привычно для этого артиста стилистики. Хотя текст больше походил на дружеский монолог с близко знакомым человеком, иногда даже становясь почти тостом, с обилием имен: «Как же это, Марина, так получилось? Все на свете зачем-то переменилось?! Но какое бы не было в мире ненастье, у тебя есть Алеша, и Юра, и Настя»… Некоторые фанаты сразу начинали интересоваться новостями о личной жизни артиста… Но все было проще.
Оказывается, что эту песню для мамы-Марины заказали Агутину ее дети, подарив «хит от ее кумира», что обычная практика в шоу-бизнесе. Так же пишет песни «на заказ», для конкретного человека, например, Павел Кашин. Недавно цена была 300 тысяч рублей. Да и в целом, наверное, не важно — как и по какому поводу сочиняются песни. Тем более, что «Марина» уже стала хитом, нужным, любимым, и многое объясняющей уже в их жизнях, для многих других — Марин или Ирин…
Но дальше в альбоме начались уже неожиданности.
Мало кто знает, что до начала работы над диском Агутин не писал песен ровно полтора года. Может, и поэтому первым треком он поставил «Скажи хоть что-нибудь». Фразу, с которой к нему, наверное, не раз обращались коллеги-музыканты или друзья. И сами потом, скорее всего, удивились его ответу. Самыми привычными героями песен Агутина прежде становились влюбленные или расстающиеся люди, но в «Скажи хоть что-нибудь» — уже образы и метафоры, более привычные для Константина Кинчева и группы «Алисы».
Строчки «А во полюшке сто чертят и тишина с косой», и «Знали ли ночью, что утро придет? Слышали гром, но не видели страх» — уже в духе кинчевской славянской поэтики и продолжения его эпической борьбы добра со злом. Почти былинные. Знали ли мы и такого Агутина прежде?! Нет.
«Я не понимал, кому нужны музыка и творчество в целом». А собственное, «казалось неуместным». — Объяснил он теперь свое затянувшееся молчание.
И добавил, что ему в тот момент «помогли зрители, которые приходили на концерты, и среди них было много молодежи». Вот летом 2023 года артиста, по его словам и «прорвало». Как раз после фестиваля «Дикая мята». А в итоге получилась пластинка человека, будто начавшего заново обдумывать сегодняшнюю жизнь и ее перемены.
Поэтому «Все не зря» — по сути уже экспериментальный альбом — разные векторы творчества, поиски себя, другого звучания…Ожидали ли мы, что Леонид Агутин может быть таким разноплановым и успешным в самой разной, а не только в популярной музыке? Тоже вряд ли.
Вот, например, мудрый, чуть монотонный, под электрогитары и отголоски фанк-рока трек «Мне 225 лет», написанный для фильма Сарика Андреасяна «Онегин», где режиссер ждал от певца романса о нежных чувствах, но тот решил высказать слова, с которыми Пушкин (чье 225-летие отмечается в этом году) мог бы обратиться к нам сегодняшним. Или ироничный трек «Понты», среди исполнителей которой оказались славящиеся еще и своим чувством юмора актеры Гоша Куценко и Михаил Полицеймако…
Еще интереснее новый хит «Небо падает в руки», где много смятений, размышлений, ритмов латино и погружений в мистическую арабскую музыку. И который по контрасту с невеселым текстом, завершается атмосферой бразильского карнавала и даже парой тактов из вечного агутинского праздника непослушания — хита «Хоп-Хей Ла-Ла-Лей» из 90-х….
Круг замкнулся. И Леонид Агутин будто заново перезагружает свою карьеру. Так ему и нам только интереснее. И — «Все не зря».