Приблатика считалась своеобразной «витриной СССР» в глазах соседей. Жители других советских территорий тоже воспринимали Латвию, Литву и Эстонию как особый европейский уголок, который не был знаком с понятием «дефицит» и, более того, самостоятельно производил многие популярные товары, о которых мечтали в Советском Союзе все.
Духи Dzintars
Ксметическо-парфюмированный бренд Dzintars в свое время считался абсолютным лидером в СССР. Не было женщины, не мечтавшей о «Тайне рижанки», «Кокетке», «Соло» и «Сирени». Незатейливые сочетания розы, жасмина, магнолии, ветивера и иланг-иланга конкурировали с лучшими композициями «Новой зари». Несмотря на высокую стоимость, советские дамы не жалели денег на заветные флакончики и покупали их при первой же возможности.
После распада Страны Советов некогда успешный завод еще функционировал, но былого ажиотажа вокруг выпускаемых им товаров больше не было. После кризиса в 2014 году и охлаждения отношений с Россией и Белоруссией Dzintars начал нести огромные убытки и спустя пять лет окончательно обанкротился.
Сладости Kalev
Сладкая продукция, производимая под легендарным «парусом», была заветной мечтой не только детей, но и взрослых. Эстонская фабрика Kalev появилась в 1806 году, и с этого момента вкуснейшие плитки шоколада, тающие во рту конфеты, воздушный зефир, хрустящие вафли и фруктовый мармелад, выпускаемые в ярких упаковках, притягивали внимание покупателей и практически не оставляли шансов уйти домой без сладости.
Пика своей популярности фабрика достигла только после того, как начала выпускать жевательную резинку. В 1976-м бабл-гам был заветной мечтой ребят разных возрастов, поэтому заполучить свою порцию сладкой тянучки никто не отказывался. Долгие годы ее выпускали в прямоугольных брикетах, а позднее, после Олимпиады 1980 года, Прибалтика закупила импортное оборудование и стало создавать жевательную резинку по совершенно новым стандартам в виде тонких пластинок стоимостью 50 рублей за пачку из пяти штук разных вкусов.
Приемники ВЭФ и «Спидола»
Основанный в далеком 1919 году электротехнический завод VEF считался крупнейшим предприятием, которое занималось выпуском высококачественной радиоэлектроники. Практически каждый отправленный на продажу товар моментально становился заветной мечтой граждан.
В 1960-е годы там был собран первый знаменитый транзисторный переносной радиоприемник на батарейках «Спидола». Его особенностью была возможность принимать короткие волны и слушать западные радиостанции. Не менее популярными были и телефоны с диском или кнопками, достать которые было крайне сложно.
В конце 1990-х некогда процветающий VEF раздробили на множество мелких фирм, которые в кратчайшие сроки разорились.
Переносной телевизор «Шилялис»
Каунасский радиозавод активно функционировал на территории Прибалтики и предоставлял работу более, чем семи тысячам человек. С 1972 года там начали выпускать переносные телевизоры. Купить такой, разумеется, мечтали абсолютно все.
Первый цветной телевизор «Шилялис Ц-401» появился в продаже в 1978-м. Его диагональ составляла 32 см, вес не превышал 17 кг, а сам он был окрашен в ярко-оранжевый цвет. Его не только размещали на небольших кухнях, но и брали с собой на дачу или даже на природу, что было очень удобно, ведь телевизор имел антенну встроенного типа и мог работать от автоаккумулятора.
Стоило такое удовольствие весьма прилично — 500 рублей. Позднее «Шилялис» все больше совершенствовали, но точку в истории некогда успешного телевизора и завода поставил 1993 год, когда было принято решение закрыть производство. Само собой, виной тому стал распад СССР и желание Литвы как можно сильнее обособиться от России.
Микроавтобусы РАФ
Рижский автобусный завод активно выпускал микроавтобусы, которые в народе прозвали «рафиками». Появившийся в 1960-е РАФ-677 мгновенно завоевал симпатии всех водителей, а созданный на основе автомобиля «Волга» ГАЗ-24 РАФ-2203 так и вовсе превратился в маршрутное такси с одиннадцатью посадочными местами, машину скорой помощи и реанимации, милицейский транспорт и даже полноценный экскурсионный автобус.
После распада Советского Союза «рафики» продолжали производиться, но уже не могли похвастаться былым успехом. Позднее в Нижнем Новгороде запустили автомобили похожего типа — Газели, а потому продукция Рижского завода окончательно перестала быть востребованной и предприятию, потерявшему своего главного «кормильца», пришлось закрыться в 1997 году.
Фото: Shutterstock/FOTODOM, ИТАР-ТАСС