Семейные
ПОДАРОК ОТ ДЕДА МОРОЗА И ОТ МАМЫ С ПАПОЙ
Это только звучит так торжественно: традиции. На самом деле мне хочется поговорить о пустяках, мелочах, без которых жизнь семьи идет намного скучнее и холоднее. Хотя, если рассуждать строго, многие из этих пустяков кажутся при ближайшем рассмотрении такими смешными и нелепыми!

Я, например, знаю, что наши девочки, став повзрослее, уже стесняются говорить за стенами дома, что новогодние подарки им приносит Дед Мороз. Но отмени мы этот обычай — они первые были бы ужасно расстроены. К тому же мы и не можем пока без него обойтись: Алеша, несмотря на свои семь лет, свято верит в Деда Мороза и его могущество. И каждую новогоднюю ночь мы кладем под елку подарки от Деда Мороза.

Читатели, наверное, заметили, что я то и дело говорю о подарках. Дело в том, что как-то незаметно для нас с мужем в семье нашей сложилась какая-то мощная подарочная традиция. Мы дарим детям подарки очень часто, по всякому поводу, а порою и без явного видимого повода… Надо честно сказать, что некоторые родственники, не очень близкие, но часто у нас бывающие, не очень одобряют это баловство, транжирство…

Мы дарим детям подарки вдень рождения каждого — всем троим. В Новый год. Практически ко всем праздникам. В день окончания школы и первого сентября. В дни, когда Алеше вырвали зуб, а Женю выписали из больницы после тяжелой травмы руки. В дни каких-то событий: Катиной победы на литературной олимпиаде, Жениного выступления на концерте…

Звучит это все, конечно, устрашающе. Но не пугайтесь! Наши подарки только называются так солидно. На самом деле это всегда какие-то совершенно незначительные, мелкие и недорогие вещички: блокнот, конверт, карандаш, ластик, переводная картинка, общая тетрадь… Просто поскольку запасается все это с любовью, то каждая из этих вещичек не совсем обычная. Вот, например, играла Женя на концерте в Доме композитора пьесу современного композитора Рябова. Столько было волнений, столько подготовки! Сидели на концерте всей семьей, переживали, хлопали… И вдруг в киоске вижу однажды конверт с портретом композитора Рябова. Лучшего подарка для Жени не придумаешь! Радуюсь, покупаю, прячу.

Так с любым предметом. Ластик может быть обычным, а может — круглым. Его-то и запасаю тоже впрок. А простой карандаш с ластиком на конце? Это же драгоценность! Обычная тетрадка в необычной глянцевой обложке. Набор закладок с формулами по химии. Вы не представляете, сколько вокруг нас сокровищ!

Все это я запасаю постоянно, как только где-то что-то увижу. На антресолях у меня стоит большая картонная коробка, куда я все складываю. Правда, кидаю в «подарки» и кое-что из необходимых вещичек: новые колготки, маечку, трусики, носки, носовые платки. Тоже, конечно, стараюсь, чтобы они были хоть чуточку поинтереснее, поярче. Детей предметы одежды или белья особенно не радуют (особенно после лет 7 и где-то до 14), но зато они делают подарок более объемным, «весомым». Дело в том, что в Новый год, в день рождения мы стараемся положить не одну какую-то вещь подороже, а несколько — хотя бы и совсем дешевеньких. Вот и набираешь количество…

Началось это, наверное, еще с Кати. Я не помню уже, как так получилось, но уже много лет в ее день рождения мы прячем подарки для нее в самые различные уголки. А по квартире раскладываем яркие бумажные стрелки. Она идет по ним и находит: под креслом — новые колготки, на книжной полке — заколку для волос, в шкафу — блокнот, под столом — книжку.

Конечно, все это довольно хлопотно. Если учесть’, что в этот же день надо что-то положить у изголовья и Женечке, и Алеше. Поэтому и напоминаю я сама себе иной раз Плюшкина: все тащу в свою волшебную коробку, все прячу. Бывает, купишь перед чьим-то днем рождения килограмм яблок, а одно из них — прямо сказочно красивое: огромное, красное. Туда же его, в коробку! Проснется очередной именинник, а на подушке — такое яблоко. На всю жизнь запомнит…

ЯЩИК С ЯБЛОКАМИ
Сочинять всякие сказки — тоже, пожалуй, наша семейная традиция. Однажды после работы случайно наткнулась на лоток с бананами. Сто лет до этого не видела их без очереди. А тут — никого! К тому же бананы спелые, желтые, крупные! Плюнула и истратила последнюю десятку. Принесла домой в сумке, спрятала потихоньку под вешалкой. Сидим вечером с ребятами, разговариваем о том, о сем. Я их понемногу вывожу на «банановую» тему. Жаль, говорю, что зимой их не продают. А как было бы здорово сейчас по бананчику съесть! Вообще-то, может, попробовать поколдовать? Иногда, если всё-всё в доме хорошо, все друг друга любят, нет никаких ссор — раз в год может получиться волшебство. Накрываю голову платком, что-то шепчу, потом медленно иду по квартире, «ищу»… И наконец! Под вешалкой! Целая куча бананов!

Рассказывать про такие вещи даже как-то и неудобно: наверное, это все со стороны выглядит глуповато и сентиментально. Но вы не спешите меня осуждать. Представьте себе вначале радость детей. Конечно, можно было просто принести эти бананы домой, спрятать в холодильнике, несколько дней выдавать по штуке… А что?
А я когда-то задолго до этого прочитала у Симона Львовича Соловейчика, что можно купить ящик яблок и выдавать ребенку по одному. А можно сразу подарить ему весь этот ящик. Польза «в витаминах» одна и та же, а вот ощущение счастья во втором случае на всю жизнь запомнится. Мне этот пример навсегда в душу запал.

Пусть дети почаще бывают счастливыми! Пока они маленькие, это нам так нетрудно делать. Главное — не лениться.

Ещё несколько слов о днях рождения. У Жени он начинается так: мы вырезаем из цветной бумаги большие яркие цветы и раскладываем в комнате — словно лужайку делаем. Просыпается она, а в комнате — праздник. Тут же, на стуле,— подарки.

Алеша у нас всю жизнь просыпается рано. А уж когда ждет подарков — и вообще с ночи. Поэтому мы его обычно выселяем на кухню, чтобы он, рассматривая свои сокровища, никого не будил. Но кухню специально для этого дня украшаем разными плакатами, которые покупаем в книжном магазине. Выбор там большой. Дешево и необычно.

Однажды, когда Жене исполнялось четыре года, накануне мы ушли в гости и засиделись там. За девочек не беспокоились — восьмилетняя Катя уже все умела: и ужин собрать, и спать сестренку уложить. Приходим домой, а на кухне сердитая записка: «Мама с папой! Вы, что ли, забыли про Женин день рождения? Я возилась до 11 часов. Катя». Смотрим: весь пол в бумажных обрезках, клей разлит… Зато в детской—традиционная наша лужайка из огромных бумажных цветов.

И поняли мы, что некоторые семейные наши обычаи начинают жить уже самостоятельной жизнью. Интересно, что сейчас наши девочки везут подарки каждому в семье отовсюду, где хотя бы ненадолго окажутся без нас: Катя — из лагеря, Женя — от бабушки с дедушкой, обе —г из санатория, где однажды побывали.

АЛЬБОМ „ПРО МЕНЯ»
У каждого из наших детей есть свой собственный альбом про первые годы жизни. В магазинах иногда продаются такие: «Наш ребенок». Когда мы купили первый — для Кати, мы и не думали, что это так важно для ребенка. Сейчас знаем: детям очень нравится слушать, какими они были маленькими, рассматривать свои младенческие фотографии, расспрашивать о каких-то деталях… Это не простое любопытство. Ребенок словно бы лишний раз с удовлетворением убеждается: «Я не случайно появился на этом свете, меня ждали, меня любят».

Мы до сих пор храним какие-то пустячки первых дней и месяцев жизни каждого нашего ребенка. И все это регулярно достается, торжественно рассматривается, обсуждается: Катина распашонка, Женина соска, Алешин чепчик. В альбоме у каждого — те клеенчатые бирки, что были на их ручках в роддоме. Складываем в отдельные папки рисунки, -аппликации, первые попытки письма… Затем — тетрадки по классам. И все трое ужасно гордятся своими архивами.

Кроме того, есть у нас старенькая общая тетрадка. В нее мы записываем какие-то детские фразы, смешные вопросы, разговоры. Недавно я перечитала эти записи: ничего особенного, в рубрику «от двух до пяти» я бы не решилась это предложить. Но зато с каждой фразой, с каждым вопросом что-то связано милое и доброе. Вырастут когда-нибудь наши ребята и будут своим детям рассказывать, как они были маленькими. И еще мы храним наши утренние записки. Это, пожалуй, надо объяснить.

Дело в том, что ещё Катя просыпалась у нас рано- рано. А мы с мужем всегда были «совами». Поэтому, как только она чуточку подросла, мы научили ее вставать тихонько и идти на кухню, где ее ждут завтрак и игрушки.

С вечера ставили на стол стакан кипяченого молока, печенье, еще что-то, что не портится. Готовили какую- нибудь игру. А как только она выучила буквы, стали писать записки — очень короткие и огромными буквами. Ей это ужасно нравилось, и вскоре она стала писать нам ответы и подсовывать под дверь.

С Женей и Алешей мы уже понимали: такие записки— замечательный способ обучения чтению и письму. Так и переписывались. А наше желание поспать в воскресенье подольше привело к возникновению еще одной традиции: наши ребята, особенно маленькие, ужасно любят приносить нам завтрак в постель. Катя когда-то была ужасно строга. Не дай бог встанешь, не дождавшись ее появления с подносом. «Быстро в постель! — грозно покрикивала она.— Я вам чай несу!»

Такие вот милые обычаи и формируют постепенно дух вашего дома. Вот такой пустяк, казалось бы: если кто-то приходит, вся семья хотя бы на секунду выглядывает в переднюю — поздороваться, кивнуть, улыбнуться. Если кто-то уходит — выглянуть и кивнуть на прощанье. Уходят девочки в школу — обязательно оста- ловятся во дворе, задерут голову, посмотрят: машет ли им кто-то из нас в окно на прощанье. Так оно как-то надежнее…

ЕСЛИ У ДЕТЕЙ ГОСТИ
Я имею, в виду гостей, пришедших по какому-то торжественному поводу. Чаще всего это происходит в день рождения. Не думайте, что очень просто — устроить детский день рождения. Здесь много подводных камней и множество секретов. Я хочу дать сейчас что-то вроде схемы детского праздника.

Во-первых, начинается праздник заранее: с того момента, как вы обсудите с будущим именинником, кого он будет приглашать. Самое трудное — убедить его не звать целый класс. Тут уж вам придется постараться! Какое число гостей может считаться оптимальным? Это зависит и от возраста детей, и от размеров вашей квартиры. Чем меньше ребятишки, тем больше с ними возни. Мне кажется, что в любом случае десять человек — это максимум. Если имениннику 5—6 лет, лучше пригласить человека четыре.

После обсуждения начинается очень интересный этап: вы должны вместе с вашим малышом написать открытки- приглашения. Например, так: «Дорогая Лена! Приходи ко мне на день рождения 24 апреля в 4 часа дня. Мой адрес: улица Московская, дом 5, подъезд 2, этаж 4, квартира 16. Телефон 53-26-54. Катя».

Как правило, дошкольников приводит кто-то из старших членов их семей. В каждом случае обговорите, как будет возвращаться малыш. Конечно, самое правильное — если кто-то из вас доведет его до дверей квартиры и сдаст домашним с рук на руки. Поэтому, принимая гостей, обязательно спросите у его провожатых адрес и телефон. Видите, сколько хлопот! Из-за одного этого не стоит приглашать много ребятишек, пока они еще маленькие.

Заранее объясните своему сыну или дочке, как надо принимать подарки: обязательно развернуть, посмотреть, обрадоваться, поблагодарить гостя.

Все это не просто дань хорошим манерам. У некоторых ребят, приглашенных на день рождения, возникают порой проблемы: они могут не сказать заранее родителям про приглашение, родители могут отмахнуться. В конце концов просто в семье может не найтись подходящего подарка, а денег как раз нет… Человечек, идущий в гости, ужасно переживает из-за этого. Объясните своему ребенку возможность такой ситуации, разбудите в нем чувство сопереживания, великодушия.

СТОЛ И УГОЩЕНИЕ
Во-первых, не делайте стол даже с самым красивым тортом центром праздника. Дело не только в том, что детям это неинтересно. Есть причины и поважнее. Не надо, чтобы ребятишки привыкали к мысли, что веселье и общение обязательно связаны с застольем. На этом уже сломали себе судьбы поколения многих взрослых.

Без еды вы, конечно, не обойдетесь. Дети так быстро умудряются проголодаться, что игнорировать это нельзя. Но не надо копировать взрослый стол. Пусть у вас будет что-то очень простое в употреблении: может быть, пирожки, может быть, по паре сосисок с картофельным пюре. Не смущайтесь обыденности блюда: если дети хотят есть, их надо накормить.

Может быть, вы вообще обойдетесь красивыми, необычными бутербродами: на большом ломте хлеба разложите кусочек колбасы, огурчика, помидора, шпротин- ку, сыра. Идея заключается не в том, что все надо есть одновременно, а в том, что так легче и проще, вся закуска уже лежит перед каждым ребенком.

Запомните: на детском столе не должно быть много общих блюд. Лучше все заранее разложить ребятам по тарелкам. Старайтесь все оформить как можно красивее. Дети умеют ценить красоту, и вы увидите, как они будут восхищенно ахать.

Запасите много питья: все дети — ужасные водохлебы! Не шикуйте, но постарайтесь их чем-то порадовать: возможно, какими-то ягодами, фруктами. Опять повторяю: не ставьте все это на общем блюде, лучше сразу раскладывайте отдельными порциями. Замечательно смотрится на детском столе мороженое, особенно какое-то необычное: шоколадное, земляничное, апельсиновое, но это только для детей постарше. Маленьких кормить мороженым опасно. Кстати, делается такое мороженое довольно просто: обычный пломбир смешивается с какао, клубничным сиропом, апельсиновым соком и т. д. Если вы хорошая хозяйка, то попробуйте сделать желе и оформить его понаряднее. Оно очень украсит стол, хотя дети, возможно, и не прикоснутся к нему в силу своего консерватизма. Меня хватало только на кисель с мороженым. Не увлекайтесь жирными пирожными и тортами. Обилие крема всегда увеличивает возможность каких-то неприятностей, а вы сейчас отвечаете сразу за многих детей. Но вообще-то торт, конечно, нужен: это гвоздь программы, поскольку в какой-то момент вы торжественно вносите его с зажженными свечами. Такие специальные маленькие свечечки с крохотными пластмассовыми подставочками, 25 штук в коробке, продаются в сувенирных магазинах. Запасайте их заранее!

КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА
Это самое главное, ради чего я и завела весь разговор. Продумайте эту программу с первой до последней минуты! Дело в том, что ведь ваши гости — дети. Они еще не умеют сами занимать друг друга, вести какой-то общий разговор. За столом они тут же начнут хихикать, толкать друг друга, и все обязательно кончится чьими-то слезами. Потом они все гурьбой пойдут в детскую, и если ими не руководить, то там тоже дело ни к чему хорошему не приведет.

Поэтому я советую заранее составить определенный сценарий всего праздника. Начните с первых минут. Куда пойдут дети из коридора, чем займутся? Ведь все одновременно они не появятся… Здесь вас как раз могут выручить игрушки и прочее оснащение детской комнаты. Выставьте на вид нескольких кукол, машинок, железную дорогу. Для старших — альбомы с марками, коллекцию камней, какой-то конструктор.

Учтите, что маленькие дети очень часто считают «Каравай-каравай» непременным атрибутом дня рождения. Поводите хоровод до стола или сразу после него.

Не пускайте события на самотек и во время еды, иначе, как я уже сказала, дело может окончиться чьей-то обидой, ссорой, а то и возней. Дайте ребятам утолить первый голод, а затем сделайте так, чтобы их внимание все время было обращено на вас. Запасите о десяток загадок. Но, загадывая их, заранее предусмотрите порядок ответов: по очереди, по вашему назначению. Иначе дети в азарте будут вскакивать, тянуть руки, кричать, и опять получится полная неразбериха. Обязательно имейте в запасе одну-две наилегчайших: как правило, за столом всегда окажется робкий, застенчивый ребенок, который не сможет ничего отгадать. Поддержите его, помогите, похвалите.

Можете немного пошутить за столом, прочитать какое-то смешное стихотворение, поиграть с ребятами в шарады. У меня накоплена целая россыпь всяких незатейливых шутливых стихов, загадок, шарад, скороговорок. Повторяю: очень незатейливых, но для шумного детского застолья они вполне годятся. Где вы можете найти их? В детских журналах «Пионер», «Мурзилка», «Веселые картинки». Только надо просматривать их регулярно, создавая целую библиотечку всяческих затей.

После еды детям необходимо встряхнуться: попрыгать, потанцевать. Позаботьтесь о какой-то простейшей музыке заранее.

ВНИМАНИЕ, ОЛИМПИАДА!
Танцы займут у вас совсем немного времени. Что делать дальше? Мы поступали так: делили ребят на команды и устраивали своеобразную олимпиаду с самыми разными заданиями. Тут и вопросы на сообразительность, и простейшая спортивная эстафета, и рисовальный конкурс, и разгадывание ребусов.

Многое зависит от ваших жилищных условий. Если у вас одна комната, лучше обойтись без спорта. Если квартира большая, то эстафета может выглядеть так: обе команды выстраиваются в одном конце коридора. Нужно пробежать туда и обратно, подбрасывая до потолка воздушный шарик. Или, допустим, пронести туда и обратно, не уронив, пирамидку из четырех — шести кубиков, поставленных друг на друга. Вариантов — десятки. Но есть и ограничения. Однажды я дала детям по полному стакану с водой: пронести, не расплескав. И тут же весь коридор был залит водой.

Вот примерная программа такой олимпиады.
1. Составьте слово из разрозненных букв. (Эти буковки вы или рисуете заранее на квадратиках картона или берете в какой-нибудь детской игре, например «Эрудит».)
О Т Р К С Е — костер
С П А О М К — компас.
2. Каждая команда рисует портрет… кого угодно. Можно именинника, можно Деда Мороза, можно Бабы Яги. Если хотите — пусть будет сельскохозяйственный уклон: лошадь или корова. Где ри#овать? Можно заранее прикрепить к стене два листа ватмана и приготовить цветные мелки или фломастеры. Как рисовать? Каждый член команды делает свой штрих по очереди. Детали продумайте сами.
3. Веселая спортивная эстафета.
4. Отгадывание двух-трех ребусов, которые вы тоже заранее приготовите для каждой команды.
5. Если эстафета невозможна, придумайте какое- нибудь другое задание на скорость. Например, пришивание пуговицы, когда каждый делает один стежок. Кто аккуратнее?

Конечно, весь этот конкурс — для ребят постарше. Для шестилеток не годятся задания на сообразительность. Но зато отменно идет веселая эстафета, которую надо просто расширить. Совсем для маленьких — всего лишь элементы эстафеты, рисования на доске или листе и т. д. Причем, скорее всего, даже и без элементов состязательности.

Что надо иметь в виду при проведении такой олимпиады?
Во-первых, то, что азартность Детей не знает границ. Они настолько легко возбуждаются, что становятся неуправляемыми. Поэтому все задания должны быть легко объяснимы и не сложны по технике исполнения.

Во-вторых, все атрибуты состязаний надо продумать, приготовить, разложить по конвертам, надписать заранее. Возможно, даже накануне.

В-третьих, очень важна проблема приза выигравшей команде. Не вздумайте объявить, что «победила дружба!». Разочарование будет ужасным. Но наградить только одну команду — тоже плохо… Как быть? Предусмотрите эту ситуацию вовремя и с самого начала объявите, что будет два приза: один — главный, а второй — за дружбу, за находчивость, за дисциплинированность, еще за что-то! Его-то и получит проигравшая команда. А что это может быть за приз? Это отдельный разговор.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Дело в том, что праздник есть праздник. Его должны почувствовать все гости, а не только именинник. А какой же праздник без подарков? Вот почему на антресолях у меня есть и вторая коробка — для подарков друзьям моих детей. Туда я, как сорока, складываю всякие значки, открытки, те же блокнотики, карандаши, ластики.

Приз за победу в олимпиаде лучше сделать не общим, а для^ каждого. Допустим, каждому по календарику. Второй команде — тоже календарики, но уже другого вида.

Помните, ребята разгадывали загадки за столом? Каждый получил за это награду: открытку, на которой карандашом написан номер. Это лотерейный билет беспроигрышной лотереи.

Постарайтесь после олимпиады занять детей чем-то тихим. Может быть, подгадайте вашу программу так, чтобы в это время по телевизору шли мультфильмы. Может, просто кто-то из вас прочитает им вслух смешной рассказ.

После этого можно устроить розыгрыш лотереи. Обставьте это как-нибудь поинтереснее. Возможно, стоит соединить ее с импровизированным концертом. Каждый получает свой приз, только исполнив что-то. Я не очень люблю эти концерты по принуждению, но иногда подбирается такая компания, что каждому ничего не стоит и спеть, и сплясать. Совершенно невероятным успехом в любой детской аудитории пользуется древнейший аттракцион, когда нужно с завязанными глазами срезать ножницами висящие на ниточке сокровища. Здесь важно соблюсти несколько условий. Во-первых, наспех этот аттракцион не устроишь. Надо подумать, как привязывать веревку, как закреплять нитки, что к ним цеплять. Так что стоит приготовить это все заранее и где-то поместить, иначе все нитки обязательно намертво перепутаются. Во-вторых, завязанные глаза и ножницы —. это опасно. Один взрослый все время должен стоять возле детей, второй — возле веревки с призами. Требуется сверхосторожность!

В результате всех этих затей у гостей скапливается довольно много сувениров. Лучше с самого начала дать каждому по большому конверту, пакету, мешочку и надписать их. Но главное не это. Дети — это дети. Их эмоции бесхитростны и незатейливы. Они тут же начинают завидовать друг другу, мечтать о каком-нибудь значке или календарике, который кто-то выиграл, рвутся срезать только одну какую-нибудь игрушку и т. д. До обид и слез — один шаг. Умейте предвидеть все это. Старайтесь, чтобы все ваши сувениры были равноценны.

ЗАПАСИТЕСЬ ТЕРПЕНИЕМ!
Важно помнить, что этот праздник — большое испытание для именинника. Во-первых, он волнуется уже с утра. Во-вторых, на него падает довольно большая нагрузка и во время праздника: хозяин все-таки! Поэтому не удивляйтесь, если вдруг ваш любимый именинник подерется с кем-то из гостей или заплачет, потому что ему не достался какой-нибудь там календарик. Это не жадность, не грубость, не невоспитанность. Просто у малыша сдали нервы. Ребят постарше может подвести азарт. Найдите в себе силы и терпение сгладить неприятный инцидент, успокоить обиженного виновника торжества. Если все было хорошо, весело, интересно, может возникнуть такая смешная проблема: дети никак не хотят расходиться по домам. Заранее придумайте что-нибудь на этот случай.

Сценарий, который я здесь излагаю, очень приблизителен. Он легко трансформируется для самых разных случаев: что-то добавляется, что-то убирается. Я, например, проводила по такой схеме новогодние «огоньки» в Катином шестом классе и в Женином третьем. Главная идея: две команды и самые разные задания.

Очень важно постоянно держать в голове заботу о таких праздниках. Увидите в «Мурзилке» подходящий ребус— вырежьте. Напечатано, в «Пионере» смешное стихотворение — спрячьте до поры. И так все время.

Источник: Ирина Ханхасаева «Растёт дочка, растёт сын»