ОРЗ
ЭТИ ВЕЧНЫЕ ОРЗ
Чем чаще всего болели мои дети? Наверное, как и подавляющее большинство всех детей, тем, что называется ОРЗ. Попросту — простудой.
Чем никогда не болели? Никакими осложнениями этих простуд — воспалением легких, бронхитом и т. д. Этого не было! Как это у нас получалось? Двух принципов всегда придерживались мы с мужем, воюя с ОРЗ. Во-первых, мы всегда старались увидеть болезнь до того, как она проявит себя в полной красе. Во-вторых, мы обязательно долечивали наших ребятишек до конца, добиваясь полного исчезновения абсолютно всех проявлений простуды.

Увидеть болезнь заранее,— казалось бы, что здесь сложного? Но интересно, как по-разному проявлялось начало заболевания у каждого из троих наших детишек! У Кати все происходило классически и довольно быстро: насморк, вялость, подкашливание…Если утром в наличии все эти признаки — вечером будет большая температура. Зачем тянуть кота за хвост? Тем более что и накануне мы видели: она капризничает больше обычного, то и дело «прилегает» на диван, на наши колени, на стол. Ночью спит беспокойно, может проснуться, позвать… Всё ясно — надо вызывать врача. К счастью, у меня всегда были хорошие отношения с нашими участковыми педиатрами. И они всегда понимали, что я имею в виду, когда говорю, что ребенок еще не заболел, но уже заболевает. ..
У Алеши все складывалось совершенно иначе: «пред- болезнь» могла тянуться очень долго, с неделю… Еще ничего нет явного, просто он немного шмыгает носом, немного хуже ест, немного быстрее обычного устает… Лечи — не лечи, обязательно через неделю скакнет температура, появится кашель, будет заложен нос. Так что же — не лечить? Вовсе нет! Мы чего только не делали в эту неделю. Ведь к результату можно относиться по- разному. Можно досадовать: возились-возились, а все равно всё без толку! А можно радоваться: кто знает, во что бы вылилась эта болезнь, если бы мы заранее не приняли меры? Недаром же, повторяю, у нас ни разу ни с кем не было осложнений…

Главное — уметь чувствовать ребенка. Понимать, что с ним происходит по самым обычным, обыденным штрихам: по выражению глаз, по тому, как держит ложку, сколько сидел за уроками, когда решил лечь спать… Совершенно здоровый ребенок разве пойдет спать добровольно?! Почувствовав, распознав болезнь заранее— бросайтесь в атаку немедленно! Я как-то посчитала: до 10—15 процедур (включая разное питье) делала я в те дни, когда ребенок еще и не болел, но уже и не был здоров. Заваривала травы, заставляла полоскать горло, грела детям ноги горячей водой с горчицей, давала на ночь горячее молоко… Вы заметили? Никаких лекарств! Мы старались обходиться без них, даже если болезнь и разыгрывалась. Порою уже и врач настаивает, и мы с ним договариваемся: подождем еще несколько часов… И как правило, всё совпадало с нашим прогнозом. Это не значит, что я советую поступать так всем родителям. В выборе собственной тактики нужен здравый смысл! Наш опыт позволял нам обходиться без антибиотиков, сульфаниламидных средств, бисептола… Хотя раза два-три мы с мужем видели: без серьезных лекарств не обойтись.

Старались мы по возможности обходиться и без жаропонижающих. Дело в том, что не надо бояться высокой температуры самой по себе. В конце концов чаще всего это здоровая, нормальная реакция организма на вторжение инфекции. Важно другое — наблюдать, как ребенок переносит температуру. Если все нормально, то и при 39° мы использовали только традиционные народные средства: липовый чай, малиновое варенье, мед. Непрерывно обтирали ручки, ножки полотенцем, смоченным в прохладной воде…

Но вот в том единственном случае, когда Женя решила заболеть с температурой, она устроила нам веселую жизнь! Вроде и держала-то термометр всего лишь пару минут, а столбик ртути ушел за отметку 40°. Тут уже не до самодеятельности: первым делом мы немедленно вызвали «скорую». Дело в том, что я, конечно, и сама знаю, как сбить температуру. Но разве в таких вещах можно рисковать? Надо знать, как реагирует детское сердчишко на такую высокую температуру и на ее резкое снижение, надо послушать, что в легких…
Я никогда не понимала родителей, которые утверждают, что и сами все знают не хуже любых врачей. Да, пожалуй, в тысяче случаев нас действительно может выручить родительский опыт. А в тысяче первом он же нас и подведет. Я всегда помнила о возможности этого тысячи первого случая… И никогда не позволяла разыгрываться своей родительской самоуверенности.

Очень важно не спешить, когда ребенок выздоравливает. Конечно, соблазн поскорее отправить его в садик, в школу велик. Особенно это касается школы. Нам всем так и кажется, что дочка или сын уже никогда не нагонят пропущенное и станут худшими учениками в классе. Запомните: здоровый ребенок справится с любыми учебными трудностями. Больной и слабый — не сумеет ничего.

Выздороветь не значит перестать кашлять и сопли- вить. Надо еще и набрать крепкий запас прочности. К великому ужасу многих знакомых и, честно говоря, возмущению некоторых педагогов, перед тем как отправить ребенка после болезни в садик или в школу, мы позволяли ему пожить несколько дней дома в свое удовольствие: подольше спать, вдоволь играть, а главное — ходить гулять. Какой смысл держать ребенка взаперти, а потом сразу выпускать в класс или группу, где обязательно кто-то чихает или кашляет?

Это труднее сделать (подержать ребенка дома), пока он ходит в садик — кто-то из взрослых обязательно должен находиться с НИМ. Со школьником проще: его можно оставлять и одного, строго обговорив режим. Главное, чтобы у вас с ним было понимание, чтобы вы знали, что он не свищет на улице целыми днями с мокрыми ногами и заледеневшими руками. Опять же оценивайте всё здраво. Может быть, вначале сын или дочка просто встретят вас после работы на остановке. На следующий день вы поручите ему или ей сходить в магазин. Еще на следующий разрешите съездить в библиотеку, немного пройтись. Наиболее активные прогулки пусть придутся на субботу и воскресенье, все-таки под вашим контролем. В общем, думайте, изобретайте, будьте гибче во всем!

«А как же уроки, новый материал?» — испуганно спросит кто-то. Я немного касаюсь этого в главе о школе. У меня был простейший выход из этой ситуации: я внушала своим детям, что, сидя дома, они должны заниматься раз в десять больше, чем в школе. И у нас это получалось!