Нейронной сети головного мозга для стабильного освоения коммуникативного навыка по разным оценкам требуется от 7 до 40 дней. Простые навыки, как например, активное слушание ставятся примерно за неделю. Более сложные, например, диагностика собеседника по типологии DISC требует 1-2 месяца, поскольку для устойчивости навыка нужно «насмотреть» минимум 50-70 образцов.
Это нейробиология человека. И здесь от тренера мало что зависит, поскольку нейронной сети нужны повторения, чтобы придать новому опыту достаточный вес, для «постоянной прописки» в голове. Например, если вы учитесь кататься на сноуборде, то одно занятие с инструктором даст вам знание о том, как надо стоять, двигаться и тормозить, но кататься вы не научитесь. Нужно постоянно упражняться, чтобы ваше тело «запомнило», как приседать и куда наклоняться, для стабильного катания без падений. «В бизнес -тренинге необходимость дальнейших тренировок признают все, но по факту тренируются немногие, — говорит Денис Родионов. — Поэтому те, кто был на тренинге с целью «узнать что-то новое», через пару недель помнят лишь, что были не неком тренинге. Поэтому, если например, вы отправляете своих продавцов на тренинг по продажам, но не обеспечиваете им последующую тренировку, то они в лучшем случае хорошо проведут время».
Нужна поддержка!
Помните, как в институте: помимо лекций, немалый объем занимают практические задания в виде лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов. И конечно, никто не ожидает от студента программиста, что он сразу начнет программировать на промышленном уровне. А теперь представьте, что менеджер по продажам скажет руководителю: «Знаешь, я тут попробовал прием, который нам на тренинге давали, и в результате заказчик отказался с нами работать». Никто не хочет лишний раз рисковать. Для реального освоения навыка нужен наставник, который убережет от большинства ошибок, подскажет, поддержит, покажет, как надо делать. Институт наставничества имеет свою стоимость – нужны люди внутри, которые могут оказать поддержку. Или нужно привлечь тренера к этой работе.
Это дело самих компаний
«Компаниям, которым нужны дефицитные специалисты, не остается ничего другого как самостоятельно инвестировать в систему обучения, — говорит Денис Родионов. — Например, страховые компании сами обучают страховых агентов, крупные ИТ компании берут на работу студентов и готовят из них ИТ специалистов. И у них вопрос с поддержкой и наставничеством решается в силу производственной необходимости. А бюджет на обучение — необходимая мера, иначе некому будет «копать». Компании, которым экономически не выгодно содержать систему обучения с наставничеством, остается рассчитывать на сознательность руководителей, которые отправляют людей на тренинги.
Тренер часто не умеет делать то, чему обучает
В одном сериале главный герой сказал: «Умеешь делать — делай, не умеешь – учи. Не можешь ничему научить – учи физкультуре». В спорте, например, ситуация, когда горнолыжный тренер не умеет кататься на лыжах — парадоксальная. В бизнес тренинге можно легко найти, например, тренера по продажам, который не умеет продавать. Или тренера по публичным выступлениям, который «второй раз на сцене».
Денису удалось в свое время отсмотреть трех тренеров по продажам, прежде чем нашел профессионала. Все трое не слушали запрос и навязывали свое «правильное мнение», т.е. учили заказчика, а не продавали. Позже выяснилось, что лишь один из них имел опыт личных продаж в одной отрасли. И потому упорно предлагал модель из своей отрасли, не желая слушать про нашу специфику клиентов заказчики. Причем, всех троих предоставил один провайдер, к которому компания обратилась, чтобы сэкономить время и не искать самим.
Конечно, есть тренинги с готовым «обкатанным» материалом, который теоретически может провести любой тренер. «Но проблема в том, что у взрослого человека уже накоплен опыт, — объясняет проблему Евгения. — И он в отличие от ребенка воспринимает новое сквозь призму своего опыта. Если тренер — теоретик, то он не способен продемонстрировать практику или дать четкий практический ответ». В итоге получается очередной формальный тренинг ни о чем. Если у вас в компании есть опытный HR или специалист, то вам этот риск не грозит. Если нет, то лучше как в русской пословице – семь раз отмерь, один отрежь. Как сделать бизнес-тренинги эффективными?