ребёнка к школе
ПОДГОТОВЬТЕСЬ ЗАРАНЕЕ
Что умели мои дети до школы? Читать — кто лучше, кто хуже. Считать до ста. Делать вычисления в пределах десятка. Писать печатными буквами. В принципе, сейчас этому учат всех —- или в садике, или в классе шестилеток. Я не стала отдавать Алешу в такой класс. Подготовительную группу он прошел в садике.

Школа, первый класс — огромное событие в жизни ребенка. -Пожалуй, такого же серьезного волнения он не испытает потом много-много лет, а может быть, и вообще больше никогда.

И хотя это радостное волнение, все равно готовьтесь заранее к стрессу. Малыш будет чрезвычайно утомлен не то что первые дни — недели! Слишком велико напряжение, слишком много новых впечатлений, слишком резок перелом в жизни. Будьте мягче и не очень строги с ним в этот период. Он будет многое забывать, терять, путать— умейте не делать из этого трагедию. Такая растерянность—своеобразная реакция на переживаемое волнение.

Не усиливайте это волнение ничем: ни всегдашней, ни тем более излишней строгостью, своей суетой, если вдруг обнаружится, что вы оказались не совсем готовы к школе чисто организационно — того вовремя не купили, об этом не подумали.

Советую: десять раз сходите в школу еще в августе, ни в коем случае не пропустите первого родительского собрания, сто раз повыспрашивайте у учительницы, каким должен быть пенал, каким — ластик… Дело в том, что все эти мелочи — не такая тетрадь, не тот карандаш — способны напугать ребенка до крайности. В первые школьные дни он страсть как боится отличаться от других даже в крохотных пустяках.
Кстати, напряжение, связанное с началом школьной жизни, начинает нарастать у ребенка уже в августе. Не занимайтесь в эти дни беготней по магазинам, покупкой школьной формы, ранца, учебных принадлежностей… Пусть все это понемногу будет приготовлено заранее. К тому же в августе толкучка во всех магазинах, всегда чего-то нет в продаже… Поберегите свои и детские нервы.

МАМА, САДИСЬ ЗА УРОКИ!
Если у вас есть хоть какая-то возможность, возьмите в сентябре отпуск, чтобы побыть рядом с вашим отважным первоклассником. Чуть позднее вас, может быть, сменит муж. Малышу в эти дни особенно нужны мама и папа.

Теоретически всю первую четверть уроки первоклассникам не задают. Практически это никогда не выполняется.

Внимание, мамы и папы! Решается очень принципиальный вопрос: сидеть ли с ребенком, когда он готовит домашнее задание?

«Да никогда в жизни не буду я этого делать!» — заявляла я до поры до времени. Жизнь оказалась сильнее моих принципов. Уже с Катей я увидела: нынешняя система обучения такова, что никто и не думает, будто ребенок сможет заниматься дома один. Все домашние задания с самого начала предполагают присутствие рядом с ребенком взрослого человека. Официально это, конечно, нигде не зафиксировано и может оспариваться нашими учеными из АПН до хрипоты. Однако практика такова: нашим детям не только в первом, но и в последующих классах очень трудно, почти невозможно учиться без постоянной помощи родителей. Это реальность, от которой никуда не уйти. И будьте к ней готовы. Не считайте, что ваш ребенок глупее, хуже всех, что это только он не может обходиться без вашей поддержки.

Задача ваша состоит в другом. Во-первых, вы должны оказаться готовы к оказанию помощи. Во-вторых, все- таки думать о будущем. Понемногу, крохотными шагами приучать ребенка к необходимости учиться самому. Возможно, вы с ним так и не продвинетесь в этом направлении весь первый класс. Не пугайтесь и не расстраивайтесь: хоть бы уж к четвертому немного что-то изменится!

Понимаю: то, что я сейчас говорю, звучит почти неприлично. Об этом не принято говорить открыто, как о чем-то запретном. Все пособия для родителей советуют с первых же дней приучать юного школьника к самостоятельности. Учить с ним вместе уроки? Фу, как непедагогично! Но я утверждаю: сегодняшние школьные программы таковы, что осилить их детям без помощи родителей невозможно. Может быть, завтрашние будут иными — не знаю.

Исходя из этой реальности и стройте режим вашей семьи. Возможно, все будет складываться очень трудно: ведь все мы возвращаемся домой достаточно поздно. И в этом случае, и во многих других не относитесь к необходимости сесть с ребенком за его занятия как к наказанию, стихийному бедствию, жизненной несправедливости… Мы ведь с вами уже договорились — это неизбежно и надолго. Значит, просто жизнь ваша должна быть отныне спланирована иначе. Надо, — значит, надо: без криков, угроз и выговоров ребенку.

Может, стоит попытаться быть хитрее и умнее обстоятельств, попробовать управлять ими… Как? Давайте сейчас с вами прикинем.

ИДЕЯ ОПЕРЕЖЕНИЯ
Есть такая знаменитая московская учительница начальных классов — Софья, Николаевна Лысенкова. Она со своими ребятами запросто проходит программу двух классов за один. Для этого нужны, конечно, новые методики и новые идеи. Одна из таких идей — идея опережения. Новый материал Софья Николаевна всегда начинает «издалека»: задолго до начала темы что-то скажет о ней ребятам, что-то покажет, вывесит таблицу, даст простенькое упражнение. Понемногу, слово за словом, капля за каплей — и когда подходит время начать новую тему, она вроде уже и не новая, не страшная, а вполне близкая и понятная.

Вот эту идею опережения используйте постоянно! Еще до школы попробуйте изучить с вашим будущим первоклассником букварь: не просто читайте, а рассматривайте картинки, описывайте их, разговаривайте… Представьте себя учительницей: что бы вы спросили вот здесь? А в чем хитрость вот этой страницы?

Вы скажете: нет букваря? И не будет — ни в июле, ни в августе. Но если вы позаботитесь об этом за год — походите в книжный магазин, обзвоните родственников и знакомых, договоритесь с соседями, у которых сын- первоклассник, — букварь рано или поздно в вашем доме обязательно появится. В конце концов попробуйте поучаствовать в «обменных играх» ближайшего книжного магазина: предложите за букварь, а заодно и за учебник математики для первого класса какой-нибудь детектив или книгу по кулинарии.

Дело не в том, чтобы учить ребенка по этим учебникам заранее. Идея опережения заключается немного в ином: ко всему новому, непонятному готовить ребенка постепенно. Рассмотрите с ним эти учебники, обсудите картинки, попробуйте порешать первые примеры… Получается, не получается — неважно. Главное, чтобы психологически ваш ребенок был готов к встрече с ними в первые дни школьной жизни.

Самое трудное, конечно, не чтение и не счет, а письмо. Если вы совсем не готовились к нему, то пальчики у ребенка очень долго будут неуклюжими. Не пугайтесь и не бойтесь этого. В конце концов много вы встречали людей, которые так и не научились писать? Хуже другое — его, вашего ребенка, может, будут ругать за неумелые, непослушные палочки и кружочки, а это окажется для него очень тяжело. Попробуйте и это предусмотреть еще летом. В июле—августе по полчаса каждый день обводите в тетради клеточки, рисуйте кружочки, орнаменты из палочек… Хотя бы по двадцать минут! Даже и не приступайте к школьной программе! Во-первых, вы ее не знаете, во-вторых, еще что-нибудь не так объясните… Готовьте руку и внимание ребенка в целом. Учите его садиться за стол и открывать тетрадь, тренируйте его на усидчивость хотя бы в течение десяти минут…

Если вы сумели вместе с учебниками раздобыть и прописи — хотя бы уже использованные, старенькие, рассмотрите их внимательно. Не обязательно выполнять упражнения оттуда, но зато можно делать такую вещь: обводить готовые буквы-образцы по многу раз. Впрочем, пожалуй, это стоит делать уже позднее, в сентябре, когда дети начнут писать буквы.

Вот эта идея опережения должна отныне все время работать на вас! Занимаясь с ребенком каждый день, заглядывайте все время в ближайшее будущее: заранее пробуйте трудные элементы, по частям, понемногу осваивайте написание трудных цифр и т. д. И так всё время.

Возможно, полчаса на это придется вам потратить и в субботу, и в воскресенье. Может быть, даже сделать так: иногда на неделе вечером с ребенком не садиться, особенно если все у него идет неплохо, а вот в выходные позаниматься поинтенсивнее.

Запомните самое главное: эта занятия не аврал и не случайный набег. Они имеют смысл, только если вы разработали сами для себя хоть какую-то методику, тактику. Дело не в том, чтобы каждый раз заставить ребенка прилично подготовить уроки на завтра. Важно разработать свою систему занятий дома, которая будет все время обеспечивать запас уверенности вашему ребенку.

Вы ничего не сможете, если не сумеете как следует вникнуть во все детали и мелочи учения вашего первоклассника. Вы должны знать всё: как пишется овал у буквы «о», как делается соединение буквы «в» с другими, какой величины должен быть хвостик у цифры «2». Самыми прилежными учениками в первом классе должны быть мамы и папы.

НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЕРТ…
Не бойтесь, ничего страшного во всех этих премудростях нет. Более того, запомните: нет ничего сложного и в математике для второго класса, и в задачках для четвертого, и даже в квадратных уравнениях семиклассников. Конечно, мы с вами договорились, что уж к четвер- тому-то наши дети научились управляться со школьными делами самостоятельно. Но в это время надо быть готовыми к другому повороту событий: иногда ваш четвероклассник или шестиклассник будет приходить домой, сгибаясь под тяжестью полученных заданий.

Нашей Жене задали как-то: написать киносценарий (!) по картинке из учебника литературы, выучить десять новых слов по английскому, перерисовать микроскоп из учебника по ботанике, раскрасить контурную карту по географии и самостоятельно освоить новую тему по математике. И все это за один день!

Я не стеснялась приходить в этом случае на помощь своим детям просто потому, что этого требует элементарная гуманность. Пока ученые-педагоги определяют оптимальные размеры нагрузки учащихся, дети могут просто погибнуть от переутомления.

Но для того чтобы помогать, надо Все время быть в курсе этих проблем. Надо знать, что такое жилкование листьев и зачем вдруг понадобилось рисовать лягушку. Все это совершенно не трудно, если учение ваших детей происходит не где-то в параллельном мире, а прежде всего в вашем. Почаще листайте учебники — просто так, для себя, все время разговаривайте с ребятами о том, что делается в школе.

А главное, осознайте один принцип: нет в школьных учебниках ваших детей ничего, что может быть вам непонятно! Ну, по крайней мере класса до восьмого. Вот и, не бойтесь ничего! Да, кое-что вы забыли, но зато на вашей стороне житейский опыт, возраст… Немного усилий — и вы запросто решите даже задачку по геометрии повышенной трудности.

Почему я вас так уговариваю? Потому, что вашему сыну (или дочке) может понадобиться и самый простой вид помощи: отстал по математике, не понимает физику. Не отмахивайтесь в ужасе, не спешите убедить себя и его (или ее), что вы ничего не помните, не знаете… Вообще, как можно реже произносите эти слова в общении с детьми. Запомните: вы можете и знаете всё!

Попробуйте вначале сесть рядышком, вчитаться в материал, разобраться… Может, уже этого окажется достаточно. Вы должны помнить: ваше спокойствие и невозмутимость при встрече с любым школьным материалом создают для ваших детей, особенно пока они еще достаточно малы, определенное чувство безопасности, уверенности. Мама или папа всё знают, они во всем помогут, они не бросят меня наедине с тем, что у меня не получается.

Боритесь за это детское чувство безопасности! Все серьезные школьные неприятности начинаются у детей именно тогда, когда его нет. Непонятна тема, запущен целый раздел, впереди — контрольная, а помощи ждать неоткуда: родители помочь не могут, учительнице некогда, ребята ничего толком объяснить не способны…

В одном предмете так сложилось — тут же почему-то начинаются неприятности с другим. И вот в дневнике — одни двойки, в школе — безнадежность, дома — выговоры и наказания…

Умейте быть мудрее такого хода событий. Вникайте в каждый учебный день своего сына и дочери именно для того, чтобы в любой момент сразу же почувствовать: здесь у него что-то не то, слабое место. Застолбите это слабое место, посидите над ним вместе с сыном или дочкой, погоняйте их по этой теме…

Я понимаю: все эго легко звучит, легко произносится. А в жизни… В жизни, считаю я, самое главное — не бросать ребенка одного, когда у него трудности. Учение— тяжелая работа, и детям порою не под силу справиться с этой работой самостоятельно. Будьте готовы хотя бы психологически по первому сигналу прийти на помощь своему ребенку. А уж формы и средства этой помощи проявятся в ходе событий.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ!
Самое интересное, что у меня нет каких-то особых «школьных» тем для размышлений и рассуждений.

Школьная жизнь, если задать ей достаточно хороший старт в первые два-три года, затем идет как-то достаточно спокойно.

Конфликты? Трудности? Конечно, их хватает. Но, в принципе, отношение к ним то же, что к детсадовским: главное, вовремя увидеть и никогда, ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка, даже уже и подросшего, наедине с его трудностями.

Как быть, если ребенок хронически не успевает? Прежде всего не доводите это состояние до средних и старших классов. Возьмитесь за решение задачи в самом начале.

Действительно, в любом классе всегда есть дети, которые не справляются с программой. Одним, из таких детей может оказаться и ваш ребенок. Это очень неприятно, но все-таки еще не конец света. Отнеситесь к этому именно так. И самое первое — постарайтесь хоть как-то нащупать причину. Конечно, в идеале в этой ситуации помочь вам должен специальный школьный психолог. Когда-нибудь они будут во всех школах. Сейчас, к сожалению, их катастрофически не хватает. И потому — попытайтесь вникнуть в ситуацию самостоятельно.

Во-первых, каков он, ваш ребенок? Как правило, учение не идет в младших классах у двух совершенно противоположных типов детей. Первая группа — это очень тихие, почти всегда чем-то напуганные, очень теряющиеся у доски и при ответах с места ребятишки. Они частенько остаются в стороне от многих дел, не рискуют высказывать свое мнение, очень молчаливы. Вторая группа, наоборот, чрезвычайно шумные ребята, как правило, мальчики. Они не способны высидеть урок, не в состоянии спокойно дописать ни одно упражнение. Они то и дело вскакивают с места, перебивают учителя, выкрикивают что-то. Им ничего не стоит во время урока побежать в другой конец класса или начать вслух рассказывать анекдот. Их дневники заполнены разгневанными учительскими записями, а графы в классном журнале против их фамилий — двойками.
Назовем для простоты первую группу — «медленные» дети,’ а вторую — «шумные» дети.

«МЕДЛЕННЫЕ» ДЕТИ
Не убивайтесь слишком уж сильно, если ваш ребенок представляет собой как раз такого заторможенного, плохо соображающего тихоню. Поверьте мне, его успеваемость ничего пока еще не значит. У вас наверняка замечательный ребенок! Просто он не похож на других. Но разве это означает, что он хуже них?

Просто такие ребятишки словно бы просыпаются к активной интеллектуальной деятельности намного позднее и намного медленнее других. Интенсивная, насыщенная программа начальной школы очень трудна для них. Не было бы ничего страшного, если бы в классе сидело 10—15 детей, если бы учительница могла заниматься с каждым индивидуально. Но сейчас, к сожалению, школа словно бы пробегает мимо таких ребятишек, оставляя их на обочине. Ваша задача — взять вашего ребенка за руку и тихонько, не спеша идти вслед убегающему составу. Не бойтесь, далеко он не убежит, вы его все равно догоните.

Помимо всего прочего таких ребятишек надо очень- очень любить и делать так, чтобы они непрерывно чувствовали это. Подумайте сами: в детском саду они никак
не могли рассказать ни одного стихотворения и частенько перед каким-нибудь праздником их при всех сердито лишали права участвовать в общем выступлении. В школе они то и дело оказываются хуже всех, получают двойки, не попадают ни в команду «Веселые старты», ни в компанию, которая будет поздравлять мам на родительском собрании, ни в группу, которая выступает у шефов на заводе…

Для начала постарайтесь компенсировать именно эти психологические потери. Хорошо, если вас поймет учительница и не забудет лишний раз приласкать, позвать к себе поближе такого растерянного ребенка. Но если это не получается, ищите выход сами, на стороне. Может быть, рядом, в красном уголке ДЭЗа или в соседнем Доме пионеров, есть какой-то кружок, в котором будет интересно вашему сыну или дочке? Может быть, вам почаще надо казаться с ним вместе на лыжах, на коньках, ходить по воскресеньям в театр, в кино — всюду, где ваш малыш станет оживляться, видеть и пробовать другую жизнь, забывать о своей неполноценности?

Я, например, не вижу ничего страшного, если бы такие «медленные» ребята шли в школу вообще попозже— лет с восьми. Главное, чтобы это выглядело естественно, нормально. Но мы, к сожалению, не умеем быть деликатными и мудрыми и любое отклонение от стандарта считаем недопустимым.

А почему, собственно, если есть дети-вундеркинды, которые в шесть лет читают «Мастера и Маргариту», а в 20 уже абсолютно ничем не отличаются от сверстников, не быть и другим — тем, кто в семь лет еще только- только с трудом подступается к азбуке, тем более что в 20 и эти не будут ничем отличаться от товарищей?

Как бы то ни было, заниматься с вашим ребенком придется именно вам и вашему мужу. Вы должны запомнить — реально помогут вашему ребенку только долготерпение и удивительное постоянство. Запаситесь и тем, и другим на годы. И давайте вместе выработаем несколько правил.

Правило первое. Любую новую информацию преподносите ребенку чрезвычайно крохотными порциями. Пусть вас не смущает, что класс в это время ушел вперед. А вы обсасывайте, обкатывайте какую-нибудь самую первую тему. Букву «а», например. И так с ней играйте, и этак, и ищите на вывесках, и в газете, и пишите на «классной» доске, которую вы по этому поводу специально завели в детской, или в коридоре, или даже в кухне. То же и с цифрами, с первыми примерами по арифметике. 2+3, 3+1 —занимайтесь этим хоть месяцы, лишь бы это стало действительно понятно и было усвоено.

Главное — повторяемость, терпение, отсутствие спешки. Не делайте перерывов на праздники, выходные, каникулы.

Правило второе. Почаще хвалите ребенка, а для этого побольше с ним играйте. Математику совсем не обязательно изучать за столом. Можно играть в кубики, можно перебирать пуговицы. Ваши занятия должны проходить как можно менее назойливо и заметно.

Правило третье. Школьные отметки не предмет для обсуждения в вашей ситуации. «Медленный» ребенок переживает свои двойки так тяжело, как, может, вам и не снилось. Конечно, и не отмахивайтесь от них: плевать, мол. Настраивайте ребенка на борьбу: ничего, мы с тобой запомним эту контрольную, придет время, мы ее щелкнем, как орешек!

Правило четвертое. Никогда, ни при каких условиях не позволяйте себе или ребенку не верить в успех, мучиться по поводу неполноценности. Если его переживания очень уж сильны, пойдите на совершенно «непедагогический» поступок: откройте ему, например, «страшную тайну». Сочините какую-нибудь невероятную историю о том, что при выдаче свидетельства о рождении, допустим, перепутали год и вот вам пришлось отдать сынишку в школу на год раньше, этим и объясняются его неудачи. Но только это ужасная тайна, уж придумайте почему. Сочините душераздирающую историю о тяжелой болезни дочки, о том, что она, например, лежала без памяти год и вот теперь этот потерянный год и сказывается.

Может быть, кому-нибудь эти советы покажутся неприемлемыми и дикими… Но ведь я даю их не для массового применения, а для единичных, редчайших случаев. Вообще в таких делах главное слово должна произносить наша с вами любовь.

«ШУМНЫЕ» ДЕТИ

Они, как правило, бич класса и школы. У учителей уходит масса сил, чтобы хоть как-то держать в руках вечно буйствующих Вить и Саш.

Между тем проблема эта не только педагогическая, но отчасти и медицинская. Интеллект у таких ребятишек почти никогда не снижен, двойки их связаны в основном с плохим поведением и только много позднее — с плохим знанием, возникшим на основе неумения сосредоточиваться и усидчиво заниматься. Но их абсолютная растор- моженность, повышенная возбудимость, очень часто совершенная неуправляемость должны, конечно, вовремя насторожить и вас, и педагогов. Не ждите вызовов в школу, скандалов, обострения отношений с учителями. Сами пораньше и тихонько сходите с сыном к психоневрологу, к детскому психиатру… Скорее всего, они скажут вам, что ребенок совершенно здоров, но вот ваша трудная беременность, осложненные роды, возможно, родовая травма, ваши нынешние тяжелые квартирные условия, нелады в семье и еще многое и стали причиной всех этих явлений у вашего сына. И, наверное, дадут какие-то советы чисто медицинского характера. Я даже не буду касаться этой стороны дела.

Никто не устает больше от этого вечного крика и возбуждения, чем сам ребенок. Это один из тех случаев, я считаю, когда надо всеми силами бороться за то, чтобы день-два в неделю он оставался дома. Если вы внимательны, вы увидите излишнюю возбужденность вашего ребенка уже в саду. Тогда и начните практиковать дни отдыха среди недели, если у вас, конечно, есть возможность.

С детского же сада введите в обиход какие-то мягкие успокоительные народные средства: настаивайте корень валерианы, давайте пить сынишке на ночь стакан горячего молока и т. д. Всеми силами боритесь за тишину и покой в доме. Никаких телевизоров, кроме «Спокойной ночи». Никаких сидений вечером до 11—12 часов. В общении с ребенком — терпение и тихий голос. Не надо, чтобы он подолгу играл с друзьями даже и у вас дома. Любое общение, любая игра его возбуждают и утомляют. Во время прогулок — ничего азартного. Не ходите мимо игровых автоматов, не качайтесь до упаду на качелях. Лучше отправляйтесь в лес, в парк, в тишину.

По вечерам читайте сыну вслух книжку, даже если он давно уже умеет читать сам. Но только выбор ваш должен быть продуманным: не Майн Рид, не Жюль Верн и не Конан Дойл. Что-то попроще, поспокойнее, чтобы важен был не сюжет, а сама процедура чтения, уют вечерней комнаты, мамин или папин голос…

Терпение и любовь не означают абсолютного всепрощения. Умейте и рассердиться, и обидеться, и сказать свое «фи» по поводу некоторых проступков сына. А их будет немало, уверяю вас! Но важно, чтобы все это происходило без скандалов, без криков, без истерик. Взглядом, выражением лица, несколькими- словами постарайтесь показать ребенку, что вы огорчены или рассержены. В конце концов вы тоже человек и имеете право обидеться, замолчать, уйти в другую комнату, плотно закрыв дверь… Только не воюйте, не скандальте, не создавайте дополнительное напряжение в доме.

Поле, исходящее от вас, должно быть добрым и терпеливым настолько, чтобы гасилось болезненное, обостренное, постоянное возбуждение вашего ребенка. Покой, терпение, тишина, размеренность — вот что ему крайне необходимо. Постарайтесь обходиться без пионерского лагеря, без походов с папой на футбол, без каких-то азартных игр, без регулярных просмотров кинобоевиков и детективов.

По моим наблюдениям, «шумные» дети как-то взрастают, успокаиваются годам к 15—16. Конечно, повышенная возбудимость остается при них, наверное, на всю жизнь, но появляется и умение хоть как-то управлять собой, держать себя в руках, считаться с окружением.

Но, ожидая этих 15—16 лет, надо помнить и другое: очень опасен у этих ребятишек возраст 10—14 лет. Стихия переходного возраста, наложившаяся на неумение владеть собой, повышенную возбудимость, импульсивность, приводит порой в результате к совершенно непредсказуемым поступкам и событиям.

Растущее число подростковых самоубийств связано, в частности, и со все увеличивающимся количеством нервных детей.

ШКОЛЬНЫЕ БУДНИ
Мы с вами опять отвлеклись от школьной темы. Давайте поговорим именно о буднях, о мелочах, из которых складывается повседневная школьная жизнь паших детей.

ШКОЛЬНЫЙ РЮКЗАК

Мне приходилось бывать в домах, где вся семья оказывается выбита по утрам из колеи: Саша или Танечка уходят в школу. Вот тут-то и выясняется, что надо нести в школу контурные карты по географии, а они неизвестно где. Или надо надевать белый фартук, а он не поглажен. Или исчезли куда-то кеды, а сегодня урок физкультуры…

С самого начала я решила: такого в нашей семье не будет. И действительно, порою мы не успеваем что-то прибрать, погладить, расставить по местам, но при этом есть правила, которые имеют силу закона. Одно из них: портфель и все школьные вещи должны быть приготовлены накануне. Вначале приходилось заниматься этими сборами вместе с детьми, но уже к середине первого класса привычка прочно входила в их жизнь.

То же и с другими школьными вещами. Парадная форма, включая белые гольфы и колготки, спортивный костюм — пусть все это всегда висит и лежит наготове в определенном месте.

По секрету скажу, что, конечно, срабатывает это не всегда. Дети есть дети. И все-таки, когда они утром мечутся, отыскивая спортивные тапочки, пусть они не относятся к этому как к делу естественному. Не обязательно устраивать по этому поводу скандал, но произнести несколько сердитых фраз стоит…

ДОЛГИЙ ПУТЬ ДОМОЙ
Это проблема, которую знают родители многих первоклассников и второклассников. Как только вы перестаете встречать малыша, его дорога из школы к дому растягивается на часы. Все надо посмотреть, всюду остановиться… Вот и бредет, раскрыв рты, компания любознательных первоклассников со скоростью три шага в минуту.
Что с этим делать? Честно говоря, ничего. Просто переждать и пережить. Конечно, не надо притворяться, что вас это безобразие совсем не трогает. И сердитесь, и поругивайте, но не слишком сильно. Все это будет постепенно откладываться в голове, закрепляться, образуя своеобразную «мозоль», и рано или поздно наступит день, когда психологический дискомфорт от мысли, что дома ждут и беспокоятся, превысит удовольствие от долгой прогулки.

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» И ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Мы с мужем ни разу не ходили на родительские собрания поодиночке. Только вместе. Даже когда они проходили одновременно, допустим, у Жени и у Кати, мы сначала сидели на одном1, а потом бежали на другое. Во- первых, мы вообще всюду стараемся ходить вместе, а во- вторых, вдвоем как-то увереннее себя чувствуешь. Да и легче потом обсуждать услышанное, не надо ничего пересказывать друг другу.

Но это, впрочем, не так уж существенно. Важнее другое: мы всегда старались бывать всей семьей на всех школьных мероприятиях, где участвовали наши дети. Если Катя выступает в концерте, идут не только мама с папой, но и Женя, и Алеша. Женин класс поставил «Сказку о царе Салтане», у Жени там важная роль — и мы все знаем эту роль наизусть. А на спектакль идем не только мы четверо, но еще и бабушка.
Такое вот правило: нам всем, всей семье, интересно и важно всё, что происходит у каждого. Однажды мы с мужем не сумели выбраться к Жене в музыкальную школу на открытый зачет-концерт: он задержался в Дубне, у меня что-то случилось на работе. Я приехала туда уже к концу и увидела: Катя с Алешей сидят в первом ряду и крепко держатся за руки.

Вот это и важно: не только родители, но и дети в семье должны быть в курсе школьных и прочих дел друг друга, чтобы при необходимости и помочь, и поддержать, и порадоваться вместе. Контрольная, открытый урок, зачет по физкультуре — заботы каждого должны быть известны всем. Так интереснее и дружнее живется в семье.

НЕ ВПУТЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ В НЕПРИЯТНОСТИ
Всегда ли мы были довольны тем, как развивались наши отношения со школой, ее требованиями и правилами? Отнюдь нет.

И поначалу я раз за разом совершала довольно распространенную среди многих родителей ошибку: перекладывала свое недовольство и активное неприятие какой- либо ситуацией на плечи ребенка. Точнее, на Катины. С другими детьми я была уже осторожнее.

Вот типичный пример: надо сдать классному руководителю какие-то очередные три рубля — на ремонт класса, на покупку фильмоскопа, на шторы, на экскурсии… «Что это такое? — возмущаюсь я.— Это же категорически запрещено, вот в конце концов приказ Мин- проса. Унеси завтра эту брошюру в школу и покажи!»

Третьеклассница Катя съеживается и делается совершенно несчастной. Я в пылу негодования, конечно же, совершенно не думаю о том, каково ей будет протягивать эту брошюру учительнице, что-то говорить, выслушивать негодующие речи. К счастью, мой муж, как правило, вовремя успевал вмешаться. Он всегда был решительно против таких поручений детям: надо — пусть идут сами родители, разговаривают, спорят. Если действительно надо…

И постепенно я тоже поняла: нужны ли такие вот непринципиальные конфликты? Если они не затрагивают каких-то очень важных основ, позиций — надо ли встревать, спорить, настаивать на своем? Тот ли это случай, когда следует проявлять характер?

Конечно, бывают случаи, когда молчать нельзя. В Катином шестом классе мы столкнулись с такой ситуацией: новая учительница по английскому языку оказалась чрезвычайно груба. Однажды она срочно вызвала нас в школу. «Почему?» — спросили мы у Кати. «Она очень сильно кричала на меня, а я сказала, что на меня даже дома так не кричат. И тогда она велела без родителей не приходить». Честно говоря, мы подумали, что Катя что-то недоговаривает. Но все оказалось именно так. «Вы знаете, что сказала мне ваша дочь? Она сказала, что дома с ней не разговаривают так, как в школе!» — «Но, судя по всему, это чистая правда! — невозмутимо ответил муж. — И мы рады, что наша дочь это ценит». Разговор закончился ничем. Все наши рассуждения о педагогическом такте, педагогике сотрудничества, интеллигентности, наконец, были встречены убийственным пренебрежением.

Через несколько дней эта же учительница совершенно невыносимым образом накричала на мальчика, у которого неделю назад умер отец — скоропостижно, на глазах пятерых детей. Она вырвала у мальчика портфель, запустила им в дверь, промахнулась, попала в полку с цветочными горшками… Тут же заставила «провинившегося» собирать его тетрадки, засыпанные землей, убирать грязь и т. д. Катя рассказывала об этом дома и плакала.

Вот здесь молчать мы уже не могли. Я пошла к завучу и к директору, выступила на родительском собрании, высказала все этой учительнице. Катю мы перевели в другую школу. Нельзя учиться там, где царят подлость и хамство.

Берегите свои силы и энергию именно для принципиальных вещей. А вот мелочи пусть остаются мелочами.

ПЕРВЫЙ ВЫБОР
В конце восьмого класса ваш сын или ваша дочь переживают первый «взрослый» стресс: какой путь выбрать дальше? колледж, техникум, специализированный класс с той или иной специальностью? С какой?

Имейте в виду: это очень нелегкий момент в жизни вашего выросшего ребенка. Впереди — большие перемены, расставание с друзьями, встреча с новым коллективом. Все это многих подростков чрезвычайно пугает и и даже подавляет. На этом фоне сам выбор становится вроде бы уже и не главным. Подростка больше заботит, как бы сделать так, чтобы не расставаться с друзьями, не уходить из своей школы…

В этот момент очень важны ваше понимание и ваше участие. Какой-никакой, но это первый профессиональный выбор в жизни подростка. Не хотелось бы, чтобы его склонности, способности, ориентация на будущую профессию совершенно не играли никакой роли в решении 15-летнего человека. Помогите ему: объясните, что дружба не зависит от совместного сидения за партой, что взрослая жизнь требует и взрослых решений. Найдите слова и аргументы. Поддержкой, пониманием, сочувствием помогите сыну или дочке в дни, когда они будут особенно подавлены принятым решением. Возможно, стоит куда-то съездить в эти дни, встряхнуться, отвлечься…

Имейте в виду: начало учебы в техникуме, в специализированном девятом классе поначалу может даваться вашему ребенку (ребенку!) очень нелегко. Иные, более строгие требования, большие нагрузки, нехватка предыдущих знаний… Это тоже стресс, и довольно сильный.
Тут уже не поступишь, как раньше, не скажешь: «Катя, давай-ка завтра посиди дома». В первом полугодии надо постараться обеспечить сыну или дочке щадящий режим, более мягкую, чем обычно, обстановку. Даже если вы в это время освободите человека от субботней уборки, от каких-то обязанностей по дому — ничего страшного. Тунеядец или лентяй из него в связи с этим не получится, слишком поздно.

Возможно, оценки в новой школе окажутся у вашего сына или дочки далеко не блестящи… Что ж, отнеситесь к этому мужественно. Ругать подростка, упрекать его в лености, безответственном отношении к учебе уже нет смысла. Эти проблемы остались за порогом девятого класса, в восьмилетке. Скорее всего, ему действительно трудно учиться и что-то не дается. Возможно, переживания по поводу отставания, отсутствия способностей будут гораздо сильнее, чем вы даже себе представляете. Не усугубляйте их своими насмешками и нотациями.

Конечно, ситуация, когда 16-летние ребята просто не хотят учиться, занимаясь исключительно личной жизнью и общением друг с другом, тоже достаточно распространена. Признаться, я не очень готова рассуждать о ней.

Я всегда считала одной из задач нашей семьи воспитать в детях уважение к знаниям и к учению. Все их детские отношения с учебой поэтому закончились уже к седьмому классу. Дальше наша позиция была довольно жесткой: учеба — ваше личное дело, но дурака валять в нашей семье не позволено никому. Каждый должен четко делать свое дело. Поэтому и к выбору после восьмилетки Катя, например, отнеслась очень серьезно.