Профессия официанта ‒ одна из самых древних в мире. Ее история насчитывает около 6 тысяч лет. Впервые люди, одетые в специальную одинаковую одежду, согласно изображениям на фресках, были замечены в Древнем Египте. Они имели честь быть рядом с фараонами и подносить блюда к их столам.
Сегодня эта профессия является одной из самых популярных и хорошо оплачиваемых. Но для этого нужно не просто обладать привлекательной внешностью, а и достаточным количеством знаний и умений. Обо всем этом расскажем подробнее дальше.
Связующее звено
Именно таким и является обслуживающий персонал, находясь посредником между гостем и заведением. В нашей стране такая работа часто считается временной (сезонной), и ее выбирают те, кто хочет подзаработать, не имея опыта. А вот в Европе ее ценят высоко. Именно поэтому за границей часто отдают предпочтение при взятии на работу тем, чей возраст перешагнул отметку в 30 лет – опытным, образованным людям.
К слову, «на пенсию» там выходят в 60 лет, и свое «злачное» рабочее место можно кому-то продать. Иногда оно стоит до 200 тысяч евро. Преемник быстро вернет потраченные деньги (на это потребуется около 2-3 месяцев), и после нескольких десятков проработанных лет также может продать его кому-то молодому.
На первый взгляд, работа официантом может показаться несложной, но на самом деле это не так. Как минимум, за день нужно пройти около 20 км, неся каждый раз в руках поднос различного веса.
А если это человек, который хочет «расти» и развиваться, двигаясь по карьерной лестнице, то ему необходимо будет получить достаточно большое количество знаний и опыта. Что именно нужно знать и уметь, чтобы стать действительно первоклассным работником? Рассказываем с удовольствием.
Необходимые навыки и качества
Обслуживающий персонал не только выносит заказанные блюда гостям, в его обязанности входит еще много различных умений. Вот каких:
- правильно сервировать стол;
- без ошибок запомнить или записать заказ, и вынести его в правильной очередности;
- быть осведомленным о меню, составе блюд, особенностях продуктов, используемых для них, технологии приготовления, уметь дать совет по выбору гостю, узнав предварительно предпочтения;
- разбираться в сочетании напитков и еды;
- владеть основными правилами этикета;
- знать иностранный язык, если заведение часто посещают иностранные гости.
Что касается личных качеств, то предпочтительно, чтобы кандидат был:
- внимательным;
- ответственным;
- легко обучаемым;
- коммуникабельным;
- умеющим найти подход к каждому гостю;
- стрессоустойчивым;
- обладающим чувством юмора;
- приветливым.
Важен также опрятный внешний вид. Вряд ли кому-то понравится, если его будет обслуживать человек с неаккуратной прической, грязными ногтями и одежде с пятнами.
Работник, обладающий этим набором качеств и умений, может считаться действительно хорошим. Образование в этом случае не играет особой роли. Достаточно профессионального училища или даже курсов. Но если такого обучения за спиной нет, не страшно. Все знания можно получить в процессе, улучшая их на семинарах, тренингах и мастер-классах.
Преимущества и недостатки
Многих привлекает эта профессия легкодоступным заработком. Отчасти, это правда, и может считаться первым плюсом. Но на самом деле преимуществ намного больше:
- Новые знакомства и общение. Заведения общепита – рай для коммуникабельных личностей. Здесь всегда есть с кем и о чем поговорить, а также познакомиться с интересными людьми.
- Дополнительные бонусы. В частности, чаевые. Их количество напрямую зависит от того, насколько гости были довольны обслуживанием.
- Подходящий график. Он дает возможность совмещать работу с учебой и даже своими биологическими ритмами.
- Хорошие условия. Всегда сытый, обеспеченный формой и в тепле – это про официанта. Остается только иметь хорошее настроение дарить его клиентам.
- Образование – не обязательно. Как мы уже говорили, всему можно научиться на месте. Причем начать зарабатывать можно уже с первого дня. К новичку прикрепят опытного наставника, который будет на практике показывать и рассказывать все, что нужно делать.
- Возможность карьерного роста. Те, кто относится к подобной работе не как к временной подработке, могут достичь более высокого уровня – администратора или даже управляющего рестораном.
Но есть у этой профессии и свои минусы, которые также стоит учитывать:
- Физическая усталость. Провести целый день на ногах под силу не каждому, к тому же, постоянно балансируя с подносом. Поэтому многие девушки очень скоро понимают, что для них это слишком тяжело. Ведь их уровень выносливости значительно ниже, чем у мужчин.
- Стрессовые ситуации. Гости бывают разные, со своими требованиями, вкусами, уровнем воспитанности. И всем нужно угодить, ведь от этого зависит собственный имидж, чаевые, и, конечно же, репутация заведения. Такие стрессовые ситуации могут случаться ежедневно, потому морально пережить это может быть сложно.
- Хочешь или нет, а должен. Независимо от того, выспался ли человек сегодня, хорошее ли у него настроение, есть ли проблемы в семье, и прочие обстоятельства, придя на работу, он просто обязан «надеть» улыбку, «включить» хорошее настроение и отправляться обслуживать клиентов. Никто не будет спрашивать о самочувствии, хорошие манеры в отношениях с посетителем не должны зависеть в этом случае ни от каких жизненных ситуаций.
- Материальная ответственность. Нужно быть готовым к тому, что из зарплаты будут вычитать разбитую официантом посуду и даже пропавшую после гостя вилку.
- Работа в праздники и выходные. Обычно график является плавающим, и трудовые дни могут выпадать на выходные и праздники. В эти дни и работы существенно прибавится.
Профессия официанта – многогранна и интересна, но в то же время требует растраты большого количества сил и нервов. В кафе и ресторанах можно получить хороший профессиональный опыт и познакомиться с разными людьми. Потому перед тем как решить начать новую страницу своей трудовой деятельности, стоит хорошенько взвесить все «за» и «против». Удачи!