от месяца до года
Малыш еще не появился на свет, а мама с папой уже покупают ему первые игрушки. Удивительно приятно— делать такие покупки своему ребенку! Даже потом, когда он подрастет.
Прежде всего приобретаются, конечно, погремушки. Их существует огромное количество, но это не значит, что все они хороши. Вы и сами убедитесь в этом, когда придет время давать их малышу. Одни гремят так, что пугают маленького. Другие очень непрочны, и из них высыпаются маленькие шарики, которые опасны для ребенка. Третьи просто унылы, тусклы, некрасивы.

Правда, у ребенка другие критерии. Он и понятия не имеет, что есть на свете предметы, созданные специально для того, чтобы он играл ими. У малыша один интерес: исследование всего, что его окружает, всего, что можно взять в руки. Тем более что вначале надо еще научиться орудовать руками, брать в них что-то, тянуть к лицу, ко рту. Важнейшая работа!

На этом этапе главные требования к игрушкам: они должны быть удобны для детской ручки; они должны хорошо мыться; они должны быть разнообразны по форме, по цвету.
Между прочим, по мере того как малыш подрастает и его интерес к миру все увеличивается, «игрушечный парк» может разрастаться за счет самых неожиданных предметов. Например, шести-семимесячный малыш способен бесконечно долго возиться с обыкновенным смятым листом бумаги: шуршать им, махать, мять, рвать и т. д. Масса новых впечатлений! В этом же возрасте и постарше малыши очень интересуются яркими цветными картинками с простым, ясным сюжетом: например, открытки с портретом девочки, изображением кошки или собачки… Удивление, озадаченность, радость, восторг!
Еще одно любимое занятие: бросать что-то на пол из кроватки, из манежа. Некоторых молодых мам это ужасно раздражает. Им кажется, что ребенок делает это из вредности или просто потому, что неспособен сосредоточиться на «нормальной» игре. А на самом деле все как раз правильно: бросать — это очень интересно. Надо ухватить рукой, поднять, бросить, послушать, как это нечто шлепнется, взять следующую вещь. Не раздражайтесь, а посмотрите вокруг, что вы можете предложить малышу для этой цели. Например, набор крупных ярких пластмассовых кубиков, несколько маленьких мячиков, пару погремушек, пластмассовый флакон из-под шампуня, картонную коробочку из-под духов… Положите все это в манеж — и минут десять будут слышаться только регулярные шлепки об пол.

Запомните: дети и в два, и в три, и в четыре года ужасно любят что-то во что-то складывать и вынимать. Это не исчезнет. Особенно забавно наблюдать эту игру у самых маленьких: вот только что сложил в коробку всё, что было под рукой. Удивился. Достал. Опять сложил. И так до бесконечности.

В это время хорошо могут послужить простейшие пластмассовые кубики: и большие, и поменьше. Самая идеальная игрушка после полугода, какую я видела,— пирамидка из разноцветных, разной величины пластмассовых баночек-мисочек. В неигровом состоянии они просто вкладываются друг в друга — и всё. Но можно их рассыпать и ставить друг на дружку: самая большая, поменьше, еще меньше и т. д. Получается такая башенка… Игрушки этой, как я помню, хватает ребятам года на три-четыре: сначала просто складывают мисочки друг в дружку, потом осваивают строительство пирамидки-
башенки, потом эту башенку используют при строительстве первых «городов» из кубиков.

У всех моих ребятишек эта игрушка была неизменно самой любимой. «А как же классические пирамидки?» — спросите вы. Они очень хороши и нужны, но дело в том, что ими можно играть только в вашем присутствии. Может, я перестраховываюсь, но меня всегда заботила та палочка, стержень, на которую насаживаются кольца. Качнись малыш, шлепнись — и обязательно напорется на неё.

У меня до сих пор хранятся четыре маленькие пирамидки разных цветов. Их подарила своей первой правнучке — Кате моя бабушка. Они так и называются «бабины-Олины». Я доставала их всегда специально, и дети очень любили их еще и потому, что ими играют только с мамой.

В какой-то момент вы увидите, что игрушки буквально заполняют ваш дом. Они везде: в детской, в кухне, в коридоре, на окнах, под кроватями. Это, впрочем, так понятно: любой человек, идя в дом, где маленький ребенок, обязательно несет с собой какую-то игрушку. А ведь кроме знакомых есть еще бабушки и дедушки, дяди и тети, близкие и дальние родственники! И всем хочется что-то подарить маленькому.
На мой взгляд, стоит соблюдать в отношениях с игрушечным арсеналом тот же основной принцип, что и при подборе детского гардероба: никаких излишков! Тем более что даже сотни игрушек не спасут вашего малыша от скуки, если уж ему захочется заскучать, и не задавят в нем ежеминутную жажду новых впечатлений.

Что делать с лишними игрушками? Не стесняйтесь и не ленитесь изымать их как можно скорее. Вон под столом лежит пластмассовый утенок, которого на днях принесли друзья. Интерес к нему уже потерян. Вон дремлет в шкафу небольшая куколка, наверное двадцатая по счету у вашей дочки. Тоже чей-то подарок. Уберите, спрячьте… Куда? Там видно будет. Я, например, завела на антресолях большую картонную коробку и складывала туда все, что, попав в дом, оказалось явно лишним. Как правило, это были вполне новые машинки, зверюшки, куколки, книжки, какие-то настольные игры. Некоторые даже не успевали зафиксироваться в памяти у моих ребят, сразу же по каким-то причинам оказавшись забытыми. Ничего, полежат до лучших времен! С самого рождения ребенка старайтесь, чтобы его быт не был буквально по задавлен изобилием игрушек. Пусть в каждый момент времени их будет перед ним три-четыре. Он довольно скоро наиграется с ними, заскучает, и тогда вы уберете эти и дадите ему другие. Этот «активный фонд» должен состоять из самых любимых, уже отмеченных вниманием малыша игрушек. Пусть все они хранятся где-нибудь в большой картонной коробке. Когда ребенок подрастет, он будет с удовольствием возить ее по полу, опорожнять до дна, снова складывать в нее всё…
Не стесняйтесь откладывать в какой-нибудь тайник то, что в любой момент может оказаться для малыша новой и неожиданной игрушкой: яркий флакон из-под шампуня, коробку из-под конфет, яркую упаковочную бумагу от новогоднего или именинного подарка… Все это может очень выручить вас, когда вам понадобятся 10—15 минут отдыха или возможность спокойно поговорить с забежавшей ненадолго подругой.