Родители являются для ребёнка регулировщиками на перекрёстке эмоций, где вдоль движутся негативные эмоции, а поперёк позитивные. Точно также как мы учим детей вовремя ходить на горшочек, чтобы они во взрослой жизни не были людьми, у которых возникают определённые гигиенические проблемы в общественных местах, и они могли должным образом регулировать процесс очищения организма, мы создаем безопасную среду, чтобы ребёнок мог очистить себя эмоционально, пережить негативные эмоции.
Она появляется, когда родители могут и хотят его выслушать, когда есть человек, который способен состраданием или сочувствием погасить волну негативных эмоций, развеять вокруг пыльцу очищения. Мы крайне нуждаемся в сострадании в моменты, когда находимся под давлением негативных эмоций, чтобы кто-то не стал бы успокаивать или говорить нам, что нам нет необходимости беспокоиться или бояться и гневаться, а смог бы сопереживать нам, не пытаясь осуждать или даже анализировать, что с нами происходит. Это первый способ поддержки детей в процессе очищения негативных эмоций.
2 вида реакции родителей на «психи»
Есть два вида реакции, когда мы сталкиваемся с проявлением негативных эмоций ребёнка.
Первый — сделать внушение ребёнку, упрекнуть его в том, что он не имеет должных качеств или неблагодарен, или ещё что-то, или постараться его развеселить, отвлечь, тем самым мешая естественному процессу переживания эмоций.
Второй способ — это попробовать понять то, что он чувствует. Существует принцип, который называется «пять секунд молчания». Эти пять секунд молчания являются таймаутом, временем, чтобы переключиться с одной программы на другую, именно с программы «мистер всё улажу» или «миссис всё улажу». Нужно сказать, что по какому-то мистическому закону, матери стараются дать то своим детям, что им пытаются дать мужья и то, что на самом деле не сильно помогает — дать решение вместо эмоциональной поддержки.
Итак, когда, например, ребёнок чем-то расстроен, огорчён и плачет, проявлением эгоистического решения может быть фраза: «не плачь, ничего страшного не произошло». Вместо этого нужны пять секунд молчания, для того, чтобы переключить программу, и вместо совета или упрёка просто сказать: «Я понимаю, ты разочарован».
Новости партнеров
Вместо фразы «Не волнуйся», когда мы видим, что ребёнок чем-то обеспокоен, выдержите паузу пять минут, и попробуйте сказать: «Да, нелегко, я знаю, как ты обеспокоен».
Вместо фразы успокоения, что-то вроде: «Ну, ничего, завтра уже всё будет в порядке, до свадьбы заживёт», надо переключить программу, понять, что в данном случае ребёнку не нужно вот такое ложное воодушевление или не нужно объяснять, почему он так не должен себя чувствовать и сказать: «Действительно, я понимаю, тебе тяжело, мне бы тоже было грустно, если бы со мной такое произошло».
Вместо фразы: «Ну, ничего страшного», выдержав паузу пять секунд, мы можем сказать: «Я знаю, тебе больно, иди сюда, я тебя пожалею» или просто: «Иди ко мне», потому что обычно, когда ребёнку плохо, фраза «Иди ко мне» сама по себе означает, что сейчас я получу поддержку.
«Ты же не можешь всех победить»,— говорим мы ребёнку, который столкнулся с ребятами в соседнем дворе. Здесь тоже нужны пять секунд паузы, и слова: «Ты совершенно правильно сердишься, я бы тоже сердился».
Вместо фразы: «Могло быть и хуже», необходимы пять секунд паузы и слова: «Я вижу, тебе страшно, я вижу, что ты не на шутку испуган. Я бы тоже боялся. Но ничего, в следующий раз получится».
Ребёнок может в этих ситуациях не поддержать ваше сочувствие и продолжать говорить о других негативных эмоциях. Помните, что это абсолютно нормально, своей поддержкой вы открыли кран негативных эмоций, потоку негативных эмоций дан выход, то есть, всё сделано правильно.
Руслан Нарушевич
Евгения Примак
Не забудьте присоединиться к нам в социальных сетях:
Мы рады новым подругам и их комментариям 🙂