Как ни странно, вся наша жизнь состоит из манипуляций. Сознательно или неосознанно мы применяем манипуляции каждый день и испытываем их на себе. Жертвами манипуляций становятся все наше окружение – родители, любимые, подчиненные, начальство. Существует алгоритм противостояния манипуляциям, когда сотрудники манипулируют руководством. Но данная схема справедлива по отношению абсолютно ко всем – и к любимым, и к детям, и к родителям, и к знакомым и друзьям. Испытайте её – и увидите результат.
Мы учимся манипулировать уже в раннем детстве, проверяя «на прочность» границы в семье, тестируя окружающих людей. «Те манипуляции, которые срабатывают чаще других и дают нам результат, становятся нашими «любимыми» и начинают использоваться неосознанно. — Таким образом, большинство отношений в обществе построены на манипуляциях, потому что это привычно для нас. Обществу выгодно, чтобы вы были подвержены манипуляциям, чтобы вы чувствовали себя менее уверенно и больше сомневались в себе, ведь именно на таких людей манипуляции действуют быстрее всего».
Поэтому когда вы становитесь руководителем, все подчиненные подсознательно начинают пробовать вас на прочность, как они делали со своими родителями еще будучи детьми. Манипуляции распознать не всегда легко: они могут быть тщательно замаскированы. Чтобы узнать манипуляцию, всегда внимательно слушайте себя. Дело в том, что манипуляции, в отличии от аргументов, направлены на наши эмоции. Поэтому, если в ходе разговора вы чувствуете, что ваше внутреннее состояние резко меняется, то скорее всего, к вам применили манипуляцию. Например, вас о чем-то просят, вы этого не хотели делать, но вдруг почему-то, совершенно логически необоснованно, вам захотелось пойти у человека на поводу. И, кажется, объективных причин нет, чтобы поменять решение, одни эмоции. Вот так действуют манипуляции.
Алгоритм против манипуляций
- Выслушать собеседника.
- Отследить свои эмоции и желания – если они резко меняются без логических на то оснований, то наверняка собеседник сейчас манипулирует вами.
- Взять паузу.
- Продемонстрировать безразличие к манипуляции.
Теперь подробнее о каждом шаге.
Шаг 1.
Выслушивать собеседника очень важно, поскольку есть риск принять за манипуляцию даже то, что манипуляцией не является. Особенно это свойственно тем менеджерам, которые недавно прошли обучение по работе с манипуляциями или просто не уверены в себе.
Шаг 2.
Отследить свое состояние и убедиться, что ваши чувства и желания не поменялись резко в ходе беседы с подчиненным. Например, подчиненный просит у вас отпуск. Он может сделать это разными способами. Скажем, попросить отпуск и привести спокойные и логичные аргументы, почему этот отпуск ему действительно полагается. Или сделать большие глаза и сказать: «Я просто умру, если вы мне не дадите мне отпуск!»
Шаг 3. Взять паузу.
Под любым предлогом. Скажите собеседнику: «У меня нет времени сейчас это обсуждать, но мы обязательно вернемся к данному вопросу». У вас «вдруг» может появиться срочное дело или срочный звонок. Либо, если настроение особенно игривое, изобразите немое удивление в стиле «блондинка и уравнение с тремя неизвестными» до тех пор, пока собеседник не поймет, что вы действительно взяли паузу и решать сейчас ничего не собираетесь.
Шаг 4. Безразличие к манипуляциям.
«Безразличие – это самая жесткая мера, — комментирует Анна. — Для человека нет ничего хуже безразличия. Вообще, бывает три вида внимания: это положительное, отрицательное и нулевое, то есть безразличие». Положительное внимание — это когда мы видим достижения и поощряем, хвалим за это. Отрицательное – это когда мы видим недостатки и выражаем свое недовольство. Нулевое – это когда мы не видим ни того, ни другого. И человек как будто находится в изоляции, не получая совершенно никакой обратной связи. Итак, покажите, что человек вам важен, и ваше безразличие направлено не на него лично, а на его манипуляции.: Как противостоять манипуляциям.